Борьба за воду. Южное подбрюшье России на грани взрыва

   
   

Никто не ждал, но это случилось. Лето 2010 года стало самым жарким за всю историю существования России. На протяжении почти 60 дней столбики термометров только по ночам опускались ниже отметки в 30 градусов тепла. Бывало, что температура зашкаливала за рекордные для средней полосы России 40 градусов. В южных регионах страны градусники показывали более 50-ти градусов. В тени!

Разумеется, случившееся в нашей стране вновь заставило вернуться к проблеме глобального потепления, к которой российское общество относилось весьма скептически. Нам это не грозит, - таково было общественное мнение. Тем не менее, как показали последние события, этот процесс глобальный и необратимый. Так что Россию он затронет довольно сильно, причем не только прямо (пересохнут многие реки), но и косвенно.

Речь в данном случае идет о беженцах из стран Средней Азии, которые устремятся к нам после того, как в пяти бывших советских республиках – Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и Туркмении – начнутся войны за водные ресурсы. И это – вовсе не простое предположение. Серьезный потенциал для подобных конфликтов уже заложен. Даже сейчас страны азиатского региона готовы вступить друг с другом в схватку за обладание правом на водные источники.

Впрочем, пока конфликтов удается избежать, хотя локальные инциденты уже случаются. Сложившуюся ситуацию пытаются решить дипломатическим путем. Ежегодно проходят многочисленные международные конференции. Выдвигаются различные проекты решения проблемы нехватки воды, однако ни к каким конкретным изменениям это не приводит. Вода в среднеазиатском регионе год от года становится все большим и большим товаром. Стратегическим ресурсом.

И здесь, как это не парадоксально звучит, виновата политика Советского государства. Дело в том, что главными водными артериями региона являются реки Сырдарья и Амударья, долгое время питавшие воды Аральского моря, расположенного на границе Казахстана и Узбекистана. Однако в начале 1960-х годов Кремль принял решение превратить Среднюю Азию в мировой центр по производству хлопка. Были построены оросительные сооружения и прорыты тысячи километров каналов и арыков. Вода для них бралась из Сырдарьи и Амударьи. В итоге стоки ядохимикатов с полей вместе с речной водой стали поступать в Арал.

С тех пор он стал стремительно мелеть. Увеличилась его засолённость, исчезла рыба. На высохшем дне образовались соляные пустыни, занимающие тысячи километров. Серьезно изменился климат. Ухудшилось здоровье людей, волей-неволей вынужденных вдыхать ядовитую пыль, поднимаемую ветрами с высохшего дна. В результате – растет число онкологических заболеваний, которым подвержены многие местные жители.

   
   

Год из года ситуация ухудшается еще более, поскольку Киргизия и Таджикистан, владеющие истоками Амударьи и Сырдарьи, предпочитают не делиться водой с соседями, а строить ГЭС, для получения электроэнергии, необходимой им как для внутреннего пользования, так и для продажи за рубеж. В их ближайших планах строительство серии новых плотин, для постоянной работы которых из рек потребуется изъять огромное количество воды. Её нехватку уже несколько лет испытывают на себе соседние страны.

С каждым годом в Казахстан, Туркменистан и Узбекистан воды поступает всё меньше. При этом экономика двух последних зависит во многом от экспорта хлопка, выращиваемого в них. Для Ташкента и Ашхабада это такое же стратегическое сырьё, как для России нефть и газ! Для культивации же хлопка большие объёмы воды просто необходимы. Бесплатно делиться ей соседи уже не желают. Платить за нее те тоже не хотят. Остановить выращивание хлопа и переориентировать местную промышленность на другие виды производства – также невозможно. Отказ от культивации хлопка однозначно вызовет бурю социального гнева.

Не улучшает ситуацию и то, что между всеми странами региона, несмотря на то, что большинство из них входит и в СНГ, и в ШОС, до сих пор существуют пограничные противоречия. Границы между ними на замке. Движение людей и транспорта затруднено. Любой, даже самый невинный конфликт, может обернуться серьезным столкновением. Так что, перспективы не особо радужные.

Впрочем, во времена СССР существующие проблемы удавалось решать. Власти сохраняли баланс в отношениях между богатыми нефтью и газом Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией с одной стороны с имеющими запасы воды бедными Киргизией и Таджикистаном с другой. После распада Советского Союза все прежние контакты и связи были нарушены. Бишкеку и Душанбе пришлось покупать нефть и газ у своих соседей, в то время как те за пользование водами Сырдарьи и Амударьи никак не платили. Как следствие – нагнетание конфликтной ситуации, которая может выйти из-под контроля в любое время.

России в данной связи необходимо сделать все возможное, для урегулирования назревающего конфликта. Тем более, что она давно отстаивает за собой право на влияние в регионе. Однако сейчас она проводит довольно непоследовательную политику. С одной стороны помогает Таджикистану со строительством ГЭС, с другой – активно сотрудничает с Казахстаном. К чему это приведет – сказать достаточно сложно. Возможно, от роли России в качестве миротворца откажутся все заинтересованные страны.

Впрочем, время от времени у ученых и политиков возникает идея возвращения к проекту брежневской эпохи, о переброске вод сибирских рек в Среднюю Азию. Тогда советские специалисты предлагали прорыть гигантский канал от реки Оби до Сырдарьи и Амударьи. Его длина должна была составлять 2500 км, ширина 200 км, а глубина 16 м. Сейчас эту идею активно поддерживает московский мэр. Тогда же от реализации проекта отказались. Экологические последствия от его строительства канала определить крайне сложно, да и его стоимость составляет десятки миллиардов долларов.

Для справки:

Отметим, что подобные водные проблемы существуют не только в средней Азии, но и в других районах мира. Вот наиболее известные примеры из них:

В северо-восточной Африке Египет имеет практически монопольное право на пользование водами Нила, с чем категорически не согласны все его соседи, по территории которых протекает эта река.

На Ближнем Востоке Израиль в ходе шестидневной войны 1967 года захватил Голанские высоты, на территории которых находятся источники рек, питающих пресной водой Сирию.

В Южной Азии практически все реки, протекающие по территории Пакистана, имеют свои истоки на территории враждебной этой стране Индии.

Смотрите также: