Журналисты и блогеры бросились обсуждать последние перестановки в составах редакций и зубоскалить по поводу ошибок или стратегических просчетов тех или иных персонажей нашумевшей истории. Кого только не вспомнили, в какие только коридоры власти не заглядывали! НТВ временно изъяло из сетки телепередач несколько программ. В частности, закрыта выходящая по субботам в вечернем эфире телепередача «Реальная политика».
Любимые русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» вдруг обрели слишком уж земные очертания – шутки шутками, а трудоустраиваться надо! Над комментариями отставленных «главных редакторов» кто только не упражнялся в сарказме и черном юморе, но, любопытно, - разъяснениям самого Глеба Павловского, «шефа» «Русского журнала» и «Кремль.орг» не поверили ни на грош, будто «Издание («РЖ» – С.Р.) изначально задумывалось как площадка для встречи людей с разными политическими убеждениями. Да и вообще я считаю, что стиль «Живого журнала» не подходит для такого издания» (Г. Павловский). Не поверили, что именно особый стиль - «падонкаффский», который обильно прижился «местами» не только в ЖЖ и был повинен в радикальной реформе известных ресурсов.
И не только ресурсов г-на Павловского. Декан философского факультета МГУ уволил часть сотрудников, в том числе философа Вячеслава Данилова, который по совместительству являлся редактором отдела политики «Русского журнала». Формулировка декана мало чем отличалась от формулировки, например, Дмитрия Медведева по поводу программы «Реальная политика». «Реальная политика», к сожалению, опустила стандарты и перешла к разнузданной политической полемике, иногда аморального характера» - заметил Дмитрий Медведев в комментариях в «Русском журнале». Полемика стала разнузданной и «аморальность» аргументов и контраргументов перешла все мыслимые границы, так, в целом, поясняет свое решение Владимир Миронов, декан философского факультета.
Проще простого во всем видеть давление, нажимы и зажимы, особенно если лежать на диване и скорбеть на манер незабвенного Васисуалия Лоханкина о «крахе русских падонкафф». Либо просто видеть за всем происходящим борьбу «кремлевских» кланов и группировок. Большинству граждан России, оказалось, совершенно все равно, какие нажимы и давления оказаны на редакционные советы и отдельных философов и кем именно. И уж размышлять о судьбах и трудоустройстве отставленных никто особо и не собирается. И о судьбах новой редакционной политики тоже. И уж тем более о том, под чью именно горячую руку попадают аналитики, политологи, философы. Не верите мне – загляните в Рунет.
Апатия «масс»?! Или все гораздо проще? Конечно, проще!
Уже никто не удивится, если через некоторое время «иссякнут» одиозные ток-шоу Романа Трахтенберга или литературные «телки» Сергей Минаева. Да мало ли сколько подобных проектов болтается и в сети, и в эфире. Усталость общества гораздо сильнее гнева тех или иных кланов или чиновников. Но это особая усталость, которую не объяснишь теми или иными политическими зигзагами власти, тем более социальной апатией граждан. Как бы не упражнялись в «падонкаффском» красноречии «апостолы» подобного стиля, в сознании любого человека наступает критический момент, когда чувство собственного достоинства и самоуважения решительно отторгает любые попытки ерничания по поводу человеческих неудач, проблем, просчетов. Тем более - на чувстве собственного достоинства.
Ломать – не строить, душа не болит. А здесь, похоже, российская душа заболела. Люди давно хотят создавать мир, в котором просто хочется появляться, жить, работать, отдыхать, мир, за который перед самими собой не будет стыдно. Не перед целующимися милиционерами «Синих носов», а перед самими собой прежде всего.
Стыд – странная штука. Он захватывает человека без помощи политических программ или социально-культурных проектов. Ему, стыду, совершенно все равно, чиновники какого ранга проводят федеральные и региональные «зачистки», ему, человеческому стыду достаточно простых дней, простых людей, простых забот и простых блогов, хоть Живого журнала, хоть ливинтернета. Российская жизнь течет по ту сторону «большой политики» и «больших зачисток». По ту сторону «медиапространства» - редкий человек читает какую-нибудь газету или слушает «аналитические» программы на телевидение с утра и до вечера. Угар «безбашенных» теле- и радио ток-шоу, «падонкаффских» литературных проектов доживает последние дни.
Независимо от скорости и направления ветров на политических и культурных Олимпах.
Смотрите также:
- Жизнь на пике и смерть в одиночестве: современники о Березовском →
- Владимир Полупанов: История одной телепередачи →
- Вячеслав Костиков: Народ не выходит на связь →