«Ющенко открыл ящик Пандоры национализма, и не так-то просто будет загнать национализм обратно»

   
   

 

Президента Украины Виктора Ющенко злые языки прозвали «Виктором Юбилеевичем» за то, что в 2009 году в стране явно переборщили с вновь введенными праздниками, которые возникли согласно его указам. Так, в январе отмечали 100-летие главы Организации украинских националистов Степана Бандеры, в июле - 350-летие Конотопской битвы, «единственной в истории победы украинцев над русскими». Юбилей Полтавской битвы превратился по указу президента в «празднование 300-летия союза Украины и Швеции против России». Почему на Украине появилось так много новых праздничных дат, как относятся к этому политики, историки, журналисты, писатели, а также простые жители из различных областей Украины?

Артём: Еще Отто фон Бисмарк отмечал, «что могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины...необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное - дело времени». Как бороться с предателями?

В.Ш: Мы не первый год работаем над этой темой. На Украине проводятся попытки переписать историю, фальсифицировать её. Мы видим, как эти попытки на постсоветском пространстве разворачиваются с нарастающей силой. У нас есть понимание того, что все последние годы проводится политика взращивания ненависти, отстранения от России. Это попытка пересмотреть понимание того, что все наши победы были общими, найти тех самых раскольников, которые, конечно же, есть в любых государствах.

Юля Владимировна: Ющенко ввел все эти праздники, чтобы просто голосовали за него на правобережной Украине! Предлогов для праздников можно придумать очень много! Вообще, на Ваш взгляд, кто должен решать какой праздник государственный, а какой нет? Проводить референдум каждый раз?

А.Т: Ющенко пытается праздниками набрать голоса, но, тем не менее, Героя Украины Шухевичу он дал, а Бандере не дал. Он хочет и нашим, и вашим: побаивается, потому что может получить какую-то часть на Западной Украине, и потерять большую часть на Восточной. Мы взяли список этих праздников и обнаружили удивительную деталь: нет ни одного праздника, который подчеркивал бы дружбу с Россией, который бы был направлен на улучшение наших взаимоотношений. Нельзя было не отмечать 65-летие освобождение Украины от фашизма, потому что тогда Ющенко бы никто не понял. Но кроме этого единственного праздника все остальные юбилеи были антироссийскими.

   
   

В.Ш: Даже победы в нашей совместной борьбе, та же Полтавская битва рассматривается, согласно указу президента Ющенко, как союз Украины и Швеции против России. Это грустно, когда из УПА пытаются сделать безусловных героев. Звучит это страшно, но местами – смешно. Так, Мазепу один из героев нашего фильма называет «откровенным лузером», предателем, казнокрадом: Мазепа, когда убегал после поражения своего союза, забрал казацкую казну, лет за 20 накопленную. Это по понятиям – совсем привет.

Женя: А Вам не кажется, что Россия должна более активно вести «пророссийскую» пропаганду на Украине, причем не только на востоке страны, но и на западе, традиционно поддерживающем «оранжевых»?

В.Ш: Нужно более настойчиво проводить эту политику, и не только по отношению к Украине. Поддержка соотечественников в нашем ближнем зарубежье очень важна. Мне кажется, государство должно проводить жесткую и последовательную, но при мудрую политику. Тезис, который стал в последний год популярен: Россия, Украина и Белоруссия — это и есть Святая Русь. И мы действительно едины. Если политики Украины желают, чтобы Украина была целой и неделимой, они должны понимать, что, выстраивая свою политику и идеологию на национализме, который просто как яд проникает в сознание современных украинских политиков, они отторгают и отталкивают большую часть Украины. Но о каком единстве можно говорить, когда Ющенко пытается привнести религиозный раскол. Попытки светского человека создать автономную и непонятно от кого получившую благословение церковь – это просто кощунство. Украинские казаки сражались, прежде всего, за свою православную самоидентификацию. Поэтому смешно, когда на западе Украины, поднимая на флаг казаков, пытаются забыть об этом, что это было противостояние наступлению турецко-татарскому на юге и польскому католическому на западе.

Егор: А может быть, украинцы поиграются-поиграются в национализм, да и прекратят это дело? Может эти праздники так и не приживутся (ведь в РФ праздник народного единства и примирения никто не считает праздником)? Просто время выждать надо?

А.Т: Юбилеи, может быть, и не приживутся – к ним на Украине вообще отношение юмористическое. Возьмем Конотопскую битву. Мы были в селе Шаповаловском, в том месте, где по указу президента должны были отстроить мемориальные комплексы. Не построили – денег не хватило. Но построили дороги, и местные жители, когда у них спрашиваешь, глядя на памятник гетману Выговскому, чей это памятник, говорят: это гетман Выговский, который построил нам дороги. По поводу национализма: один из героев нашего фильма сказал фразу о том, что Ющенко, может быть, из каких-то конъюнктурных соображений открыл ящик Пандоры этого национализма, и не так-то просто будет его загнать обратно. У следующего президента будет серьезная проблема именно с этим.

Анастасия: Возводить новые памятники и мемориалы, тратить огромные деньги на празднования сомнительных дат, в то время, когда зарплаты у населения и пенсии у ветеранов мизерные – разве это не «пир во время чумы?»

В.Ш: Мне приходится бывать на Украине, мне, конечно, людей очень жалко. Достойные, талантливые, работящие люди. На самом деле это так. Украинцы — пассионарии и своей пассионарности они не потеряли, это люди-созидатели, талантливейший народ, который восточносибирские земли поднимал. Но люди живут крайне бедно – народ просто выживает. Поэтому все эти юбилеи, конференции, непонятные памятники на фоне нищеты, вся эта кампания, на которую тратятся миллионы, причем ради раскола самой Украины, отторжения от России, для человека, который думает, как завтра купить молоко с хлебом выглядит просто кощунством.

Юрий Александрович: Ваш Продюсерский Центр делает уже не первый фильм об отношениях России и Украины. Почему вас волнует именно эта тема? Не оказывалось ли на съемочную группу давление во время съемок фильма на Украине? Раскрывали ли Вы идею фильма и его замысел своим украинским героям и, если да, как они относились к этому?

А.Т: Давления как такового не было, хотя мы его ожидали. Но видно было, что наша миссия отслеживается, потому что некоторые люди отказывались от интервью, намекая, что были какие-то звонки со стороны Службы безопасности Украины. Фильм мы снимали совместно с украинской группой: на родине Ющенко, например, никто бы нам не стал давать интервью просто потому, что мы русские. В самой деревне мы не обнаружили националистически настроенных немного запуганных жителей. Во-первых, много внимания, а во-вторых, они говорят, что Виктор Андреевич жестко отслеживает высказывания, и дает указания рот не открывать.

В.Ш: Многие люди, знакомые с Ющенко, отмечают, что он достаточно сильно изменился после второго брака. Он был всегда романтиком-националистом, а тут резко изменился и стал, кроме любви к своей Родине, языку и народу, демонстрировать угрюмую ненависть к России и всему русскому. Прямо на лице всё написано когда человека что-то гложет. Мы прекрасно понимаем, что супруга его работала в соответствующих фондах в Америке. Еще в бытность работы в одном из фондов она делала заявления приблизительно такого содержания. Одно из писем, которое она написала в американское издание, имело тезис «Русские не порабощенный народ, а народ-поработитель». Этот фонд занимался тем, что изучал «порабощенные» народы, частично он пересекается со списком, который в своё время формировали соответствующие службы Третьего Рейха.

 Полный текст онлайн конференции "Почему на Украине празднуют "день победы над русскими" читайте на https://aif.ru/onlineconf/607

Смотрите также: