Игра в имитацию. На Украине появилось очередное «теневое правительство»

В «теневом Кабмине версии 2015» премьером стал Борис Колесников. © / Кадр youtube.com

Созданный из осколков «Партии регионов» «Оппозиционный блок» пытается (несмотря на потери как значительного количества сторонников, так и большей части поддержки избирателей) составить конкуренцию действующей власти Украины. Метод для этого выбран проверенный — создание альтернативных органов управления. Этой «традиции» уже много лет — в Великобритании, например, есть «официальная оппозиция её Величества». Но если в Соединённом Королевстве альтернативный Кабмин существует вполне легально, а его представители даже получают жалование, то украинским оппозиционерам едва ли можно на это рассчитывать.

   
   

О намерении создать «теневое правительство» нынешним киевским властям было объявлено в декабре 2014 года. Тогда инициатива исходила от одного из лидеров «Оппозиционного блока» Сергея Левочкина, который при президентстве Януковича был главой его администрации. Альтернативный Кабмин изначально рассматривался как способ донесения до общества «правильных идей». Он стал ответом на то, что бывшие «регионалы» оказались полностью отодвинутыми от власти при распределении важных постов по итогам выборов в Верховную Раду. Тогда же экс-«регионалы» начали обвинять сформировавшуюся в парламенте коалицию в узурпации власти.

Но сама идея не просто не нова, это практически зеркальное отражение ситуации, которая существовала при предыдущей власти. Только тогда «Партия регионов» возглавляла коалицию, а представители нынешней власти формировали «теневой Кабмин».

Первопроходцем в этом «английском начинании на украинской земле» была Юлия Тимошенко. Впервые она сформировала альтернативное правительство ещё в 1997 году. По структуре эта организация в основных чертах отображала действующее правительство (с ключевыми министерствами), вот только формировалась исключительно из оппозиционных политиков и никакой реальной властью не обладала. Впрочем, как и во всех своих последующих «реинкарнациях». 

Самый первый оппозиционный Кабмин противостоял президенту Леониду Кучме. Интересно, что сейчас как раз Кучма выступает едва ли не от лица своих бывших оппонентов. Во всяком случае, на первых встречах в Минске киевские власти представлял именно он. Главным занятием «теневых» министров с самого начала была, естественно, критика действующего главы государства и правительства. Альтернативное правительство перестало существовать, когда Тимошенко сама пришла к власти в результате «Оранжевой революции» вместе с Виктором Ющенко

Однако английский метод долго без дела не лежал. Серьёзные разногласия Ющенко и Тимошенко, а также существенная поддержка населением страны Виктора Януковича изменили расклад сил в верхушке власти. Премьером при президенте Ющенко стал именно Янукович. В 2006 году Тимошенко предпринимает вторую попытку создать «теневой Кабмин» — теперь оппозиционный в первую очередь действительному правительству, возглавляемому Януковичем. 

В ноябре 2007 года в Киеве происходит «рокировка» — Тимошенко становится премьером, а Янукович — оппозицией. И фактически сразу же (в декабре того же года) он начинает действовать точно такими же методами — формирует «теневой Кабмин». На сей раз в него вошли по большей части представители бывшего правительства (когда его возглавлял Янукович) и представители «Партии регионов». Тогда альтернативное правительство позиционировало себя как некий надзорный орган над действительным Кабмином Юлии Владимировны. И Левочкин, кстати, тоже участвовал в «теневом правительстве» версии 2007. Тогда он был «главой Нацбанка на альтернативной основе». При этом от перемены фамилий «теневых министров» ничего не менялось, фактического влияния на политику страны этот Кабмин не оказывал. 

   
   

К 2010 году ситуация снова развернулась с ног на голову. В феврале Янукович становится президентом, а уже в марте проигравшая ему выборы Тимошенко формирует новый «теневой Кабмин». И снова как оппозицию Януковичу. «Теневым премьером» стал тогда Сергей Соболев — многолетний соратник Тимошенко. 

Но и этого альтернативного правительства оказалось мало — в 2013 году очередной теневой Кабмин под названием «правительство национальной альтернативы» собирает партия «Свобода». Судьба этого «Кабмина» является скорее исключением. Если раньше теневые правительства Януковича и Тимошенко приходили к власти, несколько раз сменяя друг друга, то «Свобода» в итоге своё представительство во власти (уже после Майдана) усилила, но главной действующей силой не стала. 

Так что альтернативное правительство, созданное сейчас «Оппозиционным блоком», в который уже раз повторяет знакомую украинцам ситуацию. В «теневом Кабмине версии 2015» премьером стал Борис Колесников — при президенте Януковиче он был вице-премьером. Главными программными тезисами альтернативного правительства стали стабилизация курса гривны, максимальная открытость для мировых рынков, включая ЕС и ТС, достижение мира на территории Украины, скорейшая децентрализация и т. д. «Если Донбассу сегодня нужно что-то ради мира, значит, это нужно принять», — заявил накануне Колесников. 

То, что раньше теневые правительства дожидались своего шанса и становились правительством настоящим, иллюстрирует скорее не эффективность «альтернативного Кабмина», а политическую историю Украины. За много лет люди даже привыкли к тому, что противоборствующие группировки неоднократно сменяют друг друга во власти. Но едва ли сегодняшнее «теневое правительство» сможет повторить успех прошлых «реинкарнаций», а именно дождаться реальной власти, уверен член Зиновьевского клуба, политолог Дмитрий Куликов

«Обратите внимание, что это такой „мощный“ „Оппозиционный блок“ и такая „мощная“ оппозиция, что у них нет ни одного поста председателя комитета в действующей Верховной Раде, ни одного поста заместителя председателя какого-либо комитета. В принципе парламент — это место, где оппозиция как раз должна иметь какие-то ключевые посты для того, чтобы оказывать на что-то реальное влияние. Но она там никаких постов и никакого влияния не имеет. Вряд ли она будет иметь влияние через так называемое „теневое правительство“», — уверен Куликов.

По его мнению, всё это — лишь очередная попытка имитации политического процесса. Раньше этот процесс хоть и в странном виде, но существовал, что показывает хотя бы регулярный обмен власти и оппозиции местами. На данном этапе, уверен эксперт, политический процесс на Украине отсутствует, а все важные решения принимаются только после консультаций «с соответствующим посольством». Создавать же иллюзию бурной политической деятельности приходится для того, чтобы вовсе не исчезнуть. 

«Я очень сильно сомневаюсь, что это может во что-то вылиться. Я думаю, что это очередной фиктивный продукт, который должен помогать изображать политику, — добавил эксперт. — Нынешний „Оппозиционный блок“ за власть не борется. Если они попытаются это сделать, их могут вообще ликвидировать в этой ситуации на Украине, физически закрыть и разогнать».

При этом он исключает вероятность того, что «Оппозиционный блок» на данном этапе может подвергнуться каким-либо серьёзным нападкам, так как по большому счёту он не представляет совершенно никакой угрозы действующей власти. «Такой „Оппозиционный блок“, имитирующий политику, изображающий её, полезен, потому что нельзя сказать, что вообще нет оппозиции. Пойди ещё докажи, что она имитационная. Но при этом все прекрасно понимают, что роль и значение этой оппозиции заключаются в том, чтобы слегка демонстрировать политический процесс, показывать, что оппозиция всё-таки есть. В такой фазе им ничего не угрожает. Но поставят ли они себе целью реальную борьбу за власть? Пока я таких предпосылок не вижу», — заключил политолог.