Саакашвили объявил войну Багратиону

   
   

Без объяснения причин

Конфликтные отношения России и Грузии не приносят никаких неудобств инициаторам противостояния, зато всё чаще распространяются на людей, не имеющих к этому вообще никакого отношения.

Событие, которое произошло в тбилисском аэропорту 13 ноября, хотелось бы назвать беспрецедентным – но подобные ситуации, увы, становятся нормой. Делегация оргкомитета всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», приглашенная грузинскими коллегами на презентацию аналогичного проекта «Давид Строитель», не была допущена на территорию Грузии. Причем отказ был дан в формально вежливой, а фактически издевательской форме – без каких-либо объяснений, ни один сотрудник аэропорта, погранслужбы и полиции даже не представился.

Марина Гусева и Александр Велигоненко, прилетевшие в Тбилиси через Ереван около семи часов утра в пятницу 13 ноября, подошли к стойке, чтобы в обычном порядке получить визу, как это сделали все пассажиры, прибывшие тем же рейсом (в том числе граждане России). Марина и Александр везли с собой журналы, сувениры, а также книгу «Багратион», недавно выпущенную «Молодой гвардией» и готовящуюся к изданию в Грузии – она уже переведена.

Однако Гусеву и Велигоненко отослали «за визой» в дальний конец аэропорта. Там на стойке лежали анкеты. Только россияне собрались их заполнять, как вышел человек, забрал паспорта и попросил немного подождать. Вскоре он вернулся и сообщил, что в визе литераторам отказано. Причина, повторимся, названа не была.

Более того, паспорта россиянам не вернули – сотрудники полиции вручили их командиру экипажа самолета и велели отдать документы хозяевам только в Москве. Разумеется, всё вернули уже в Ереване – там грузинские пограничники пока что не хозяйничают.

Представители оргкомитета премии Давида Строителя, приехавшие встречать российских коллег, так и не дождались их. Никакой возможности вмешаться в ситуацию у них не оказалось: напомним, в Тбилиси стояло раннее утро, и дозвониться до людей, способных повлиять на пограничников, было нереально. Марина и Александр провели в аэропорту меньше часа. В Москве они оказались вечером пятницы, за этим последовали выходные – то есть принимать какие-то меры станет возможным только в понедельник.

   
   

Яблоко раздора

Марина Гусева намерена обратиться в дипломатические инстанции, чтобы как минимум выяснить, по какой причине ей, никогда не допускавшей никаких политических высказываний на грузинскую тематику, запрещен въезд в страну. Неизвестно, что ответят тбилисские чиновники, однако истинная подоплека конфликта налицо.

Одним из учредителей премии «Александр Невский» является петербургское ОАО «Талион». Оно же учредило и премию «Давид Строитель». Возглавляет «Талион» Александр Ебралидзе – гражданин России с грузинскими корнями. Вот он-то, в отличие от сотрудников оргкомитетов, не раз комментировал действия нынешних грузинских властей, резко высказывался о вторжении в Южную Осетию, прилагал усилия, чтобы в России не путали грузинский народ с режимом Саакашвили. Ебралидзе пропагандирует у нас грузинскую культуру, он один из инициаторов скорой установки в Петербурге памятника Багратиону, именно благодаря его содействию написана биография этого выдающегося полководца, отдавшего жизнь за Россию.

Все эти действия вызывают неприятие грузинских властей. Но не народа – множество совершенно незнакомых грузин, узнав об инциденте с Гусевой и Велигоненко, звонили им, выражали поддержку, извинялись за действия своих властей. Как видим, правителям и военным так и не удалось посеять ненависть между двумя народами.

В чем культура, брат?

Даже если предположить, что литературно-культурные отношения с Россией каким-то образом подрывают безопасность Грузии, остается неясным, почему режим Саакашвили сражается с крамолой полицейскими, а не идеологическими методами. Уж не взят ли этот пример с ненавистной российской власти, представители которой тоже не рвутся общаться с оппозицией? Как это согласуется с политикой открытости и диалога, провозглашенной во времена «революции роз»?

На этот вопрос у грузинской стороны есть готовый ответ: «Участие Гусевой и Велигоненко в политическом шоу бизнесмена с криминальным прошлым не имеет ничего общего с культурой», – сообщает проправительственный грузинский портал Apsny.ge. Остается лишь пожалеть страну, которая видит культуру в натовских танках, а не в памяти своего выдающегося полководца Багратиона, в поддержке литературы, в изучении истории.

Судя по всему, российские литературоведы теперь смогут пообщаться с грузинскими друзьями в Грузии, только когда в одной из стран кардинальным образом сменится режим. И своими методами официальный Тбилиси всячески ускоряет этот момент.

Смотрите также: