Оппозиция, на выход?Кому выгодна зачистка политпространства

Результат прошедших по стране свыше 6 тысяч местных и региональных выборов обескуражил оппозицию. В палитре российского парламентаризма поубавилось партийных красок. Потеряв места в Мосгордуме, из большой политики, похоже, вылетело «Яблоко». «Единороссы» увеличили присутствие в большинстве местных парламентов. Демарш трёх фракций напомнил и о том, что монопольное положение (315 из 450 мест) партия власти имеет прежде всего в самой Госдуме. Хлопнувших дверью депутатов спикер Б. Грызлов обвинил в измене Родине: «Такого рода демарши… на руку тем внешним силам, которые хотят поставить Россию на колени». Однако, проводив взглядом оппонентов, «медведи»  быстренько приняли сразу 19 законов. Как будто доказывая, что без «крикунов» легче работается, а от монополии одной партии сплошные выгоды и власти, и народу. Кто-то под сурдинку вообще предложил отказаться от выборов - мол, чего тратить деньги и будоражить избирателей, если результат раз за разом один и тот же?

   
   

Выборы подтвердили тревожную тенденцию: мы начали забывать, для чего нужны депутаты, теряем интерес к политике. Так, например, в Москве явка, даже по официальным данным (оппозиция в них сомневается), составила жалкие 35%. Парадокс: жителей самого политизированного в стране города, получается, совсем «не колышет» судьба их парламента. Или они не верят, что от их волеизъявления что-то изменится.

Лидер «Яблока» С. Митрохин сегодня рассказывает, что его фракции из двух человек в прошлые годы всё же удавалось ставить перед властями неудобные вопросы. «Например, закон о корректировке природных зон в городе (возможности застраивать лесопарки) партия власти предлагала с подачи одного из префектов. Тот пытался узаконить оформленную на жену стройку». Закон из-за скандала удалось завернуть, а префекта даже сняли с работы. «Но возможности оппозиции, например, писать депутатские запросы, организовывать слушания, постепенно ограничивались, - продолжает «яблочник». - А теперь избавляются и от самой оппозиции. Кто будет бороться с махинациями властей, коррупцией, странными статьями в городском бюджете? Требовать этого от депутатов «ЕР» бесполезно: они из одной песочницы с чиновниками». О достижениях, несмотря на административный гнёт, рассказывают и оппозиционеры из Тульского областного парламента. По словам одного из лидеров местных эсэров В. Сухорученкова, оппозиционным партиям, например, удалось, по крайней мере, приостановить спорную и вызывающую массу вопросов у жителей монетизацию льгот на услуги ЖКХ.

Впрочем, злые языки утверждают, что задиристость тех же московских «яблочников» не выходила за согласованные с городскими властями границы. Похоже, ещё меньше себе позволяла оппозиция, например, в Марий Эл. Пока лидер ЛДПР надрывал глотку с трибуны в Госдуме, марийские «жириновцы» делали вид, что с местной «Единой Россией» у них разногласий нет. Помалкивают и марийские коммунисты. В Йошкар-Оле задаются вопросом, что сейчас больше волнует лидера местного отделения КПРФ: нарушения на выборах или судьба одного мясокомбината?

Между тем «монолитные» парламенты могут оказаться плохим помощником на пути провозглашённых Кремлём модернизации страны и борьбы с коррупцией. Президент Д. Медведев признал: качество демократических институтов «далеко от идеала». И инициировал в начале года корректировки партийного законодательства. Они призваны постепенно, с годами, упрощать жизнь оппозиции. Однако доживут ли до этих послаблений загнанные на политическую обочину оппозиционные организации? Не превратится ли к тому времени партия власти в стоячее болото, которого будут чураться простые граждане? Печальная судьба предыдущей партийной монополии, КПСС, ещё свежа в памяти.

Мнения экспертов

Андрей Воробьёв, глава Центрального исполнительного комитета «Единой России»:

- Большинство - это не чья-то блажь, это показатель доверия и качества работы партии. Оно формируется в рамках демократических процедур - выборов. Без большинства одной партии в принципе невозможна работа законодательной власти. Это гарантия качественного законотворческого процесса, принятия жизненно важных для страны законов. Отсутствие большинства ведёт к трагическим последствиям, хаосу. Кризис требует гибкости, быстрого принятия решений, повышает актуальность роли парламентского большинства.

   
   

На мой взгляд, главная проблема оппозиции - отсутствие у неё программы действий и открытости при формировании списков. Как результат - избиратель не понимает, за кого и за что он голосует. 

Владимир Рыжков, бывший 1-й вице-спикер Госдумы:

- Недееспособность парламента в 90-е годы - миф. Думы 1-го и 2-го созывов остались в памяти крикливыми, драчливыми и скандальными, но именно они приняли большую часть законодательства, по которому сегодня живёт Россия. Законы проходили через парламент медленнее, но и таких грубых ошибок, как при «монетизации льгот», в законодательном процессе не допускалось. Но затем с помощью ухищрений и нарушений бюрократия сформировала удобные для себя псевдопарламенты на всех уровнях. Теперь Госдума, где партия власти имеет монополию, бездумно штампует чужие решения и не контролирует чиновников. А наши выборы стали удивительно похожи на иранские. Там религиозное руководство ещё на первом этапе отстраняет кандидатов, если сомневается в их лояльности. Кстати, в Иране это едва не закончилось гражданской войной. Сейчас российской оппозиции нужно бороться за честные выборы, тогда у неё появятся и депутатские места. А то, что народ разочарован во всех партиях, кроме «ЕР», - ещё один миф, придуманный бюрократией.

Читайте также: Николай Зятьков: «Бунт покорных»