Путин в Пекине: уроки китайского

Уроки корректности

Россия одновременно ведет стратегические переговоры с США и конкретные – с Китаем. За США отвечает Дмитрий Медведев, за Китай – Владимир Путин.

   
   

Циники посмеиваются: дескать, Путин так не любит Клинтон, что уехал от нее буквально край света. Причина для нелюбви действительно есть: в запале предвыборной гонки в США Хиллари заявила, что раз Путин – бывший сотрудник КГБ, то души у него не может быть по определению. Впрочем, за свои слова почтенная дама уже ответила: антирусские настроения вышли из моды в США, так что вместо президентской красной кнопки Клинтон получила всего лишь госсекретарскую рутину.

Уроки политики

Но дело, конечно, не в эмоциях и старых обидах. Сейчас китайское направление внешней политики для России важнее и актуальнее, чем американское и даже европейское. Просто по какой-то очень серьезной причине взаимодействие с Китаем старательно замалчивается властями.

У нас много говорят про единые и неделимые Курилы, но стыдливо забывают о недавней передаче Китаю острова Тарабаров, о том, что часть большого Уссурийского острова теперь называется Хэйсяцзыдао.

О мигрантах в Москве говорится куда больше, чем о мощной китайской экспансии на Дальнем Востоке.

Мы знаем наизусть имена лидеров США и Англии, но с трудом вспомним, кто там был в Китае после Дэна Сяопина.

Нам ничего толком не рассказали о недавнем «черкизовском» визите китайской делегации. А ведь именно после него такие серьезные люди, как мэр Лужков, префект Евтихиев, санврач Онищенко резко прекратили муссировать тему злобных криминогенных китайцев – словно получили в подарок учебники политкорректности.

   
   

Потому и ведет себя Россия так вольно и равнодушно в отношении Европы, что основной акцент ее интересов давно сместился на юго-восток. Какие там НАТО и ЕС, когда есть ШОС и АТЭС! Тем более что Америка так и не отказалась прекратить поддержку российских правозащитников, а Китаю до них не больше дела, чем до похорон Иванькова. Да и внутренние враги у евразийских гигантов общие – сепаратисты-исламисты. Путин присутствовал на закрытии в Китае Года русского языка, но общий язык две страны нашли и терять явно не собираются.

Самой экзотической частью визита российской делегации стал межпартийный форум в городе Суйфуньхэ – наши единороссы плодотворно пообщались с китайскими коммунистами. Отметим, что ни с одной из европейских партий ЕР таких официальных контактов не имеет.

Уроки экономики

Но политика – только оболочка экономики. Премьер и его команда в ходе визита подписали 11 важнейших документов. В их числе:

– рамочное соглашение между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) об основных условиях поставок природного газа из России в КНР;

меморандум между Минтрансом России, Министерством железных дорог КНР и ОАО РЖД о взаимопонимании в области организации и развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на территории России

– меморандум между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением КНР о сотрудничестве в сфере совершенствования процедур таможенного оформления и контроля

– межправительственное соглашение об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей

– программа российско-китайского сотрудничества в области космоса на 2010–2012 годы

– «дорожная карта» о сотрудничестве в сфере природного газа.

Главный из документов – первый. Слово «рамочный» не должно вводить в заблуждение: достигнута четкая договоренность о поставках российского газа в Китай по двум направлениям – восточному и западному. С месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и Сахалина Китай будет получать 38 млрд кубометров газа в год, из ресурсной базы Западной Сибири – еще 30 млрд. Это, конечно, не 161 млрд, поставленный в Европу в прошлом году, но доброе начало масштабного сотрудничества. Смущает лишь, что о принципах ценообразования для Китая мы можем только догадываться, но едва ли наш восточный партнер будет платить столько же, сколько Германия или Франция.

Уроки вежливости

Но самые большие последствия может иметь одна учтивая фраза Владимира Путина из его выступления на итоговой пресс-конференции: «У наших китайских партнеров накоплены значительные финансовые ресурсы. И мы заинтересованы в их активном привлечении в экономику России, в том числе сибирских и дальневосточных регионов России. У нас здесь нет никаких ограничений». Никаких ограничений для китайской экспансии в Сибирь и на Дальний Восток – и это при жестоких пошлинах в самой невинной торговле с Японией и Европой. Воистину, «значительные финансовые ресурсы» могут творить чудеса.

Два одиночества нашли друг друга. Густонаселенному промышленному Китаю как воздух необходимо сырье для поддержания производства. Российской элите как воздух необходимы деньги для поддержания штанов. Все довольны. Пострадавшими можно назвать разве что будущие российские поколения, которые могут остаться не только без ресурсов, но и без зауральских территорий.

Ранее по теме:

Россия будет поставлять в Китай газ из Сибири и Дальнего Востока

На форуме в Китае заключены контракты на 3,5 млрд долларов

...Реальна ли «жёлтая угроза»?

Черкизовский рынок: последнее китайское предупреждение