В Пекине в начале этой недели прошла 22-я встреча лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (в АТЭС входит 21 страна, включая Россию, США, Канаду, Южную Корею, Малайзию, Мексику, Австралию и др.). Обсуждали, разумеется, пути укрепления этого самого сотрудничества.
Китай, например, вообще предлагает создать в регионе зону свободной торговли. Китайцам легко говорить - «мировая мастерская» и так заваливает соседей своей продукцией. Скажем, Россия за 9 месяцев 2014 г. продала КНР товаров на 31 млрд долл., а купила аж на 40 млрд.
Однако наша взаимная торговля далеко не симметрична: по данным на 1-й квартал 2014 г., 70% российского экспорта в Поднебесную составляли минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, остальное - древесина и изделия из неё (8%), цветные металлы (4%), рыба, моллюски и ракообразные (4%), продукция химпрома (3%), железные и пр. руды (3%). А вот китайский экспорт в Россию примерно на 40% состоял из машин и оборудования.
О том, как можно «усилить и углубить» сотрудничество - и не только экономическое, говорилось на переговорах Президента РФ с председателем КНР. Наше взаимодействие поможет «удерживать мир в рамках международного права, делая его более стабильным», - подчеркнул В. Путин. А Си Цзиньпин и вовсе выразился поэтически: «Вместе мы бережно ухаживали за вечнозелёным деревом российско-китайской дружбы; пришла осень, и пора собирать плоды». Особенно «урожайной» выдалась в этом году газовая тема.
К этой, уже пятой в 2014 г. встрече лидеров наши правительства и компании подгадали с подписанием 17 документов, в том числе в газовой сфере. Одна из самых важных договорённостей - ускорить работу по западному газовому маршруту. Речь о поставках в Китай 30 млрд кубометров газа в год в течение по крайней мере 30 лет с месторождений Западной Сибири по газопроводу «Алтай». В отличие от восточного маршрута (газопровод «Сила Сибири», строительство которого началось осенью с опорой на запасы Восточной Сибири) газ для западного дадут месторождения, где уже давно добывают топливо для Европы.
Это можно рассматривать и как ответ Москвы на энергополитику Евросоюза: «заморозку» еврочиновниками проекта «Южный поток» и постоянные разговоры о сокращении выгодных для самих же европейцев поставок топлива из России.
Где две трубы, там и три?
Между тем главы России, КНР и ряда других держав региона в конце недели встретятся снова - в Австралии на саммите «Большой двадцатки». Там будут обсуждать, как «дать пинка» уже всей мировой экономике: стимулировать инвестиции в инфраструктурные проекты, создать новые рабочие места, навести порядок в мировых финансах и т. д. Кстати, предполагается, что страны группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) заведут разговор о том, как хотя бы отчасти реформировать Международный валютный фонд в обход упирающегося пока конгресса США. Все остальные согласны, но у Штатов в МВФ - 16,76% голосов (у России - 2,5%, девятое место), а для принятия некоторых решений нужно 85%, то есть и согласие США.
Заметки «на полях»
Диалогов, к слову, хватало. «На полях» саммита АТЭС, как выражаются дипломаты, В. Путин провёл встречи с президентами Чили, Индонезии, премьерами Японии и Малайзии. Ожидалась короткая встреча с австралийским премьером Т. Эбботтом. В рамках «двадцатки» планировались также переговоры с президентом Франции и премьером Великобритании.
Не исключались и другие контакты, например короткий разговор с президентом США Б. Обамой (на момент подписания этого номера «АиФ» такого разговора ещё не было). Тот недавно поставил Россию в один ряд мировых угроз наравне с лихорадкой Эбола и боевиками «Исламского государства», наводящими ужас в Ираке и Сирии. Впрочем, в официальной повестке той же «двадцатки» кроме «смерти» ВТО значилось рассмотрение лишь одной угрозы - той самой зловещей Эболы.