Охота за «Красным Октябрем». Шведов напугал российский «корабль-призрак»?

Александр Поляков / РИА Новости

Сигналы из моря

«Ищут пожарные, ище милиция, ищут фотографы в нашей столице...» Строчки из стихотворения Самуила Маршака как нельзя лучше описывают события, развернувшиеся в Швеции с 17 октября.

   
   

Шведские СМИ в минувший уик-энд выходили с заголовками вроде «Крупнейшая операция со времен холодной войны». Внимание всей страны было приковано к поискам в территориальных водах Швеции подводной лодки ВМФ России.

По сообщениям шведских журналистов, ссылающихся на источники в оборонном ведомстве страны, военным удалось перехватить сигнал о помощи, якобы направленный из залива Канхольм в сторону Калининграда. Второй сигнал был перехвачен сутками позже. Оба сообщения были на русском языке.

Начиная с 18 октября, вооруженные силы Швеции, используя все имеющеся в их арсенале средства, начали поиски чужой субмарины, прокравшейся в территориальные воды страны.

Пока военные были заняты поисками, предприимчивые шведские дельцы уже стали проводить экскурсии на моторных лодках в район поисков, причем от желающих поглазеть на необычное зрелище нет отбоя.

Подлодку видишь? А ведь она есть...

Единственным доказательством того, что разыскиваемая лодка вообще существует, на данный момент является снимок водной акватории, на котором вдалеке виднеется нечто — то ли корабль, то ли подводная лодка, то ли неизвестный науке зверь «а-ля Несси».

Пока шведы были заняты поисками, в Минобороны России сообщили, что никаких аварий с российскими подлодками не происходило — все военные корабли выполняют плановые задачи в акваториях Мирового океана, и никаких нештатных ситуаций зафиксировано не было.    
   

Вслед за этим на сайте ВМС Швеции было распространено сообщение о том, что в результате масштабной поисковой операции вооруженные силы страны не обнаружили доказательств нахождения аварийной российской подлодки в водах Стокгольмского архипелага.

Шведский контр-адмирал Андерс Гренстад, руководящий поисковой операцией, на специальной пресс-конфренции показал то самое неясное фото и пояснил, что поиски продолжаются, однако ничего найти пока не удалось. Кроме того, нет никаких убедительных доказательств, что подлодка, если она вообще существует, принадлежит именно России.

Визит «Шведского комсомольца»

История с поисками российских, а ранее советских подводных лодок в территориальных водах Швеции насчитывает несколько десятилетий.

За все это время был единственный случай, когда отечественная подлодка действительно была обнаружена в Швеции. Но этот случай действительно вызвал грандиозный скандал.

Утром 28 октября 1981 года шведский рыбак с удивлением обнаружил едва ли не у самого берега подводную лодку, севшую на мель. Ответственный гражданин поспешил сообщить об этом куда следует.

У шведских военных после этого известия наступил глубокий шок: при ближайшем рассмотрении выяснилось, что фактически у ворот строго секретной и усиленно охраняемой базы ВМС Швеции Карлскруна «отдыхает» советская субмарина.

Речь шла о средней торпедной дизель-электрической подводной лодке «С-363».

Поскольку лодка сидела на мели в надводном положении, скрывать факт ее нахождения в территориальных водах Швеции было невозможно.

Международный скандал громыхал десять дней. Шведы требовали ареста экипажа и подводной лодки, шпионившей за нейтральным государством, Советский Союз отвечал на это требованием немедленно вернуть и лодку, и моряков. Дело доходило до открытого противостояния, когда на «С-363» пытались высадиться шведские силовики, а их встречали злые и готовые драться до последнего советские моряки.

По версии советской стороны, на «С-363» вышло из строя навигационное оборудование, а квалификация команды оказалась не слишком высокой, что и привело к тому, что лодка заплыла куда не следует.

Шведы возражали: «заблудившася» лодка прошла очень сложный фарватер, и приплыла ни куда-нибудь, а к секретной базе, да еще в тот момент, когда там шли испытания новейшей торпеды.

Десять дней препирательств закончились компромиссом: шведам позволили допросить офицеров «С-363», после чего буксиры стащили лодку, получившую шутливое прозвище «Шведский комсомолец», с мели, и отпустили ее с миром.

Рецидив «перископной болезни»

Отношения между СССР и Швецией были серьезно испорчены, а в шведском обществе проблема «русских подлодок» стала своеобразной навязчивой идеей.

За последующие годы не было ни одного документального подтвержденного факта обнаружения подоводных лодок СССР и России в территориальных водах Швеции, что не мешало шведам их там регулярно «видеть». Вертолеты и корабли выходили в море, порой забрасывали районы возможного нахождения «шпионов» глубинными бомбами, но никого поразить так и не сумели.

Несколько лет назад у Аландских островов нашли утонувшую советскую подлодку, и тут же появились предположения — вот она, шпионская субмарина. Однако вскоре стало известно — речь идет о подводной лодке, погибшей во время Великой Отечественной войны.

Страсть шведов к поиску «русских субмарин» в своих территориальных водах еще советские жураналисты ехидно назвали «перископной болезнью».

Похоже, новое осложнение международной обстановки вызвало в Швеции рецидив старого недуга.