«Китай введёт сюда войска». Репортаж «АиФ» с улиц Гонконга

Георгий Зотов / АиФ

Популярный у туристов город, известный каждому телезрителю по фильмам Джеки Чана и панораме ночных небоскрёбов, за последнюю неделю превратился в осаждённую крепость. В центре происходят жёсткие столкновения антиправительственных демонстрантов с полицией, в больницы поступили десятки раненых. У метро «Коулун», возле шикарного торгового центра толпятся волонтёры, собирающие медикаменты в помощь пострадавшим. Туристическая улица Натан Роуд перегорожена «сидячей демонстрацией»: сотни студентов сели поперёк, парализовав движение автобусов. Рядом множество торговок куриными яйцами — их скупают, чтобы кидать в блюстителей порядка. Неподалёку — обалдевшая пара европейского вида, переговариваются по-русски.    
   

Революция яиц

— Я вообще не понимаю, что произошло, — ошарашенно говорит мне Михаил, турист из Санкт-Петербурга. — Вчера съездили к моллу «АйЭфСи», а там «заварушка» — водомёты, слезоточивый газ, еле ноги унесли. Конечно, пока вроде стрельбы нет, и ничего страшного не случилось — вон и у нас в России демонстрации иногда идут… но неприятно.

Таксисты старательно объезжают импровизированные баррикады, а дорогие ювелирные магазины, памятуя, чем в итоге заканчиваются уличные беспорядки, массово закрылись… движение в Гонконге парализовано. Люди взвинчены, скандируют лозунги — всего на улицы вышло до 50 000 демонстрантов. Стены и тротуары заляпаны пятнами от разбитых куриных яиц, полиция в ответ не церемонится. Так в чём же сейчас проблема?

Фото: АиФ / Георгий Зотов

…В 1997 году Гонконг (до этого — колония Великобритании) официально перешёл под власть Китая в рамках обязательства «одна страна — две системы». То есть мегаполис стал частью КНР на бумаге, над госучреждениями подняли красный флаг и в казармах разместили 500 солдат китайской армии, но на деле практически ничего не изменилось. Жителям КНР для въезда в Гонконг по-прежнему нужна виза, город имеет свою валюту — гонконгский доллар — и собственные органы власти, которые Китай обязался не менять до 2047 года. Вокруг этого и разгорелся сыр-бор. Пекин решил реформировать выборы, предложив избирать лидера Гонконга прямым народным голосованием (сейчас это делает коллегия выборщиков), но… из тех кандидатов, что пройдут утверждение в ЦК Компартии Китая. Населению Гонконга такой ход совсем не понравился, и оно вышло на улицы.

— Сторонников китайской власти здесь тоже достаточно, — считает гонконгский политолог Джей Хонг. — В основном это иммигранты из центрального Китая, работающие в Гонконге официантами, грузчиками и дворниками. Они не любят «богатеньких» гонконгцев и только и ждут команды из Пекина, чтобы подраться с митингующими. Обе стороны обвиняют друг друга. Китай считает, что беспорядки инспирированы спецслужбами США в рамках «цветных революций» — мол, это попытка оторвать Гонконг от КНР. А некоторые политологи, напротив, думают: это спецслужбы КНР организовали протесты, дабы иметь повод ввести войска.

Нежные демонстрации

Подобного исхода событий, кстати, боятся многие. Сами демонстранты, с кем я говорил, понимают: КНР плевать на мнение Запада, и если ситуация выйдет из-под контроля, «усмирять анархию» придут китайские солдаты. Как они это делают? Можно вспомнить волнения 1989 года, когда официально на площади Тяньаньмэнь в Пекине погибло 300 человек, а неофициально — в 10 раз больше.

«Мы постараемся не допустить провокаций, погромов или подобных вещей, — объясняет 19-летний студент Эрнест Ли. — Такое не в наших интересах. Гонконгу нужны деньги туристов, здесь проводятся главные выставки, находятся офисы крупнейших банков. Стоит городу погрузиться в пучину бунта, и это обрушит всю экономику Азии. Мы продолжим протестовать, но понежнее».

   
   

Пока сложно оценить степень нежности протестов, поскольку демонстрации расширяются. Противники Китая блокируют правительственные здания, крупнейшие проспекты, туннели, мосты, дерутся с полицией, защищаются зонтиками от водомётов и призывают не уходить с улиц, пока их требования не будут выполнены. В центральном районе закрылись все школы. В Пекине же явно не намерены уступать, хотя всячески улыбаются и делают вид, что «ничего ужасного не происходит». Прямая угроза возможного вторжения армии КНР в Гонконг пока не озвучена, но идея, что называется, «висит в воздухе». «Мы попросту не допустим, чтобы американцы взяли и отобрали у нас город, — на условиях анонимности сказал мне высокопоставленный китайский чиновник. — Это им не Украина». С другой стороны, в Китае всегда лучше умели закулисно договариваться и подкупать политиков, чем объявлять войну. Посмотрим, что будет на этот раз.