Среди таких необязательностей многие россияне числят и «права человека».
Когда социологи спрашивают людей об их проблемах, те прежде всего называют дороговизну, коррупцию, засилье чиновников, безработицу. Права человека, гражданские свободы у нас где-то в самом дальнем кармане. Более того: многие считают, что защитой прав занимаются какие-то странные личности, которым, похоже, больше и заняться-то нечем. Есть и такие, которых раздражает, что правозащитники поднимают излишний, по их мнению, шум вокруг таких людей, как Ходорковский, Лимонов, Политковская. С жиру, дескать, бесятся... К тому же нам пытаются внушить, что лучшим защитником народа являются сама власть и её замечательная партия. А правозащитную тему нам, дескать, «подбрасывают» нехорошие люди с Запада с целью замутить наш «светлый ручей».
Но так ли бесполезно правозащитное движение?
Волосы дыбом
Слов нет, когда у народа волосы дыбом встают от роста цен и одолевают заботы о том, как прокормить семью и одеть детей, гражданские права человека отходят на задний план. Что такое свобода прессы, собраний, право на независимое мнение, на честный суд и честные выборы, если в кармане, как говорится, - «вошь на аркане»? Другое дело - «продуктовая корзина», работа, пенсия, лекарства. Тут всё понятно. А правозащитные премудрости кажутся какой-то абстракцией.
Беда только в том, что, отмахиваясь в течение многих лет от защитников прав человека, мы, по сути дела, разучились отстаивать и более понятные нам права. Россиянам так долго вдалбливали мысль о том, что «партия и правительство» все заботы о народе берут на себя, что они, похоже, забыли о таких понятиях, как «защита интересов трудящихся». У профсоюзов совершенно выпали зубы и затупились когти. Осеннее подорожание продуктов питания ударило по кошелькам 80% россиян. Кое-где по регионам прошли акции протеста. А профсоюзы словно воды в рот набрали. За весь прошедший год в стране было всего 8 забастовок. Да и в тех вместе взятых приняли участие всего 1200 человек. А ведь на Западе профсоюзы в борьбе за народную копейку способны вывести на улицы миллионы. Удивительно ли, что за последние годы численность профсоюзов в России сократилась на 10 млн. человек.
До Бога высоко...
Недавно в румынском городке Тимошоара произошёл курьёзный случай. Некто Мирчи Павел, оказавшись в тюрьме по обвинению в грабеже, подал в суд на Всевышнего «за злоупотребление доверием». «Я всю жизнь молился, жертвовал на храм, покупал свечи, а Господь не помог мне», - написал он в своём исковом заявлении. Суд отклонил претензии на том основании, что «Бог не является объектом права и не имеет адреса проживания».
В отличие от румын, научившихся защищать свои права даже перед Господом, наши граждане не то что с Богом, но и с обирающими их новыми «хозяевами жизни» судиться не решаются. И это при том, что почти половина работающих считает, что работодатели нарушают их права. Лишь 5% рабочих в случае конфликта с работодателем обращаются за справедливостью в суд.
Нежелание вступать в конфликт во многом обусловлено тем, что россияне плохо осведомлены о своих правах. Люди не осознают, что мало иметь хорошую Конституцию и хорошего президента. Конституционные права нужно уметь защищать. Ведь чиновники и депутаты, которые, казалось бы, должны помогать гражданам, на самом деле более всего озабочены собственным благополучием и карьерой. Для них главное - вовремя продемонстрировать высокому начальству преданность и восторг. Люди уже начали, как и во времена «дорогого Леонида Ильича», сочинять по этому поводу анекдоты:
«На квалификационной комиссии чиновника, вступившего в партию, спрашивают: на какую должность он хотел бы претендовать?
- Хотел бы поработать собакой Кони... Ей позволено лизать руку президента столько, сколько хочет...»
Ближе к сердцу
Власть любит тишину. И очень не любит, когда шахтёры стучат касками у Дома правительства или когда домохозяйки выходят на улицу с пустыми кастрюлями. Опыт последних лет (вспомним инциденты в Бутове) показывает, что достучаться до высоких кабинетов можно лишь с помощью акций протеста. Для этого и нужны независимые от власти партии, правозащитные организации, свободные СМИ. Они помогают людям самоорганизоваться, уличают чиновников во лжи. Армейские прокуроры зашевелились, когда появилось движение матерей в защиту солдат. Московские власти отступились от намерения повысить стоимость похорон после публикаций в прессе. Таких примеров становится всё больше.
Но права человека остаются слабым местом нашей демократии. Последний опрос «Левада-центра» на эту тему подтверждает высокую степень правового неблагополучия: 72% россиян считают, что права человека в России нарушаются. А 24% полагают, что нарушений стало больше. Винят в этом чаще всего отсутствие независимой судебной системы и коррупцию среди чиновников.
Тем не менее в общественном сознании наблюдаются сдвиги. Сегодня люди готовы защищать не только те права, которые ближе к желудку, но и те, которые ближе к разуму, к совести, к сердцу.
Смотрите также:
- Людмила Нарусова: Мой муж мечтал не о такой стране →
- Дед Щукарь как зеркало русской демократии →
- Вячеслав Костиков: Портянки для XXI века →