За кулисами торжеств. Какое значение имеет визит Путина в Нормандию

Владимир Путин. © / www.russianlook.com

6 июня лидеры 20 стран Европы и Америки соберутся в Нормандии (северо-запад Франции) на празднование 70-летней годовщины высадки там десанта антигитлеровской коалиции. В числе гостей будет президент России Владимир Путин, а также новый президент Украины Пётр Порошенко. Впервые после начала кризиса на юго-востоке Украины, который, в частности, стал катализатором присоединения к России Крыма, у российского президента и западных лидеров появится возможность лично пообщаться и обсудить накопившиеся противоречия в неформальной обстановке.

   
   

Неформальная сторона встречи в Нормандии последние два месяца активно обсуждается в СМИ. По своему значению она в сложившихся обстоятельствах должна затмить запланированные французами торжества: если сегодня между мировыми лидерами ещё существуют некоторые недоговорённости, то в ходе встречи во Франции значительная их часть будет разрешена. Выпив вместе кофе, политики наконец определятся, кто с кем и против кого будет дружить в ближайшем будущем. Там будет выверена мера допустимого компромисса и степень жёсткости последующих заявлений. Возможно, именно в Нормандии наметятся контуры нового геополитического расклада.

Кто готов встретиться с Путиным

На сегодняшний день известно о трёх неформальных встречах, которые проведёт в Нормандии Путин. Так, уже запланирована двусторонняя встреча с французским президентом Франсуа Олландом. В прессе шутят, что Олланду придётся поужинать два раза подряд, поскольку на тот же вечер у него запланирована встреча с президентом США Бараком Обамой.

О теме грядущей встречи с Олландом Путин выразился довольно размыто. По его словам, это «вопросы, связанные с двусторонними отношениями и международной повесткой дня». Кроме того, российский президент встретится с канцлером Германии Ангелой Меркель и премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном.

Другие встречи, если и будут, официально не анонсировались. Путин лишь подчеркнул, что готов общаться с любыми из своих коллег и «не собирается ни от кого бегать». А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков добавил, что предстоит масса контактов, что называется, «на ногах».

Запад, а в особенности европейцы, боятся, что изолированная Россия может представлять опасность, что она будет непредсказуемая

Что касается встречи Путина с Обамой, этот вопрос, очевидно, ещё окончательно не решён. «Возможность какой-либо отдельной встречи с Обамой не проговаривалась», — заявил журналистам Песков. «Мы не ожидаем какой-либо формальной встречи», — сказал также представитель Белого дома и добавил, что Путин и Обама будут участвовать в совместном ланче и встрече лидеров стран, приглашённых на мероприятия. «У них будет возможность общаться и контактировать, но формальной встречи не запланировано», — заявил американский чиновник.

Украинский гость

На мероприятие в Нормандии приглашён также избранный президент Украины Пётр Порошенко. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что на этом настояли американцы. «Порошенко решили пригласить, чтобы уравновесить приглашение российского президента, — считает политолог, — чтобы это не выглядело как однозначный шаг навстречу России». По мнению эксперта, участие в мероприятии избранного президента Украины должно послужить для всех знаком того, что Украина важна для Запада так же, как и Россия. «У руководства Украины появилось опасение, что Запад её сдаёт, — вот Запад и стремится показать, что никто никого сдавать не собирается», — говорит Макаркин.

   
   

После того как стало известно об участии Порошенко, высказывались предположения, что украинский и российский президенты воспользуются встречей в Нормандии, для того чтобы, если не наладить отношения, то хотя бы установить контакт. На вопрос журналистов о возможности личной встречи Порошенко и Путина пресс-секретарь президента осторожно ответил, что такая встреча «не предусматривается». Обама встретился с новым украинским президентом ещё до визита в Нормандию — 3 июня в Варшаве. На 4 июня у них запланированы двусторонние переговоры.

Канал для диалога

Говоря о значении готовящейся встречи глав 18 государств в Нормандии, Макаркин обращает внимание на то, что личной встречи Путина и Обамы не будет, тогда как переговоры с главами Великобритании, Франции и Германии анонсировались заранее. «Если Обама не хочет общаться с российским президентом, то главы европейских стран хотели бы с ним поговорить», — говорит политолог. Это главный вывод, который можно сделать уже сейчас, считает он. «Запад, с одной стороны, демонстрирует, что он не изменил своего отношения к политике России в связи с присоединением Крыма, а с другой стороны, показывает, что он не намерен окончательно рвать отношения с Москвой и хотел бы сохранить какие-то каналы для диалога», — подчёркивает Макаркин.

Один из таких каналов недавно был перекрыт: «Большая восьмёрка» (G8) прекратила существование, вернувшись к формату G7, без России. По словам Макаркина, встречу в Нормандии можно рассматривать как частичную замену саммита G8, который как раз в эти дни проходит в формате G7 в Брюсселе. Этот паллиатив, отмечает эксперт, понадобился для того, чтобы окончательно не изолировать Россию. «Запад, а в особенности европейцы, боятся, что изолированная Россия может представлять опасность, что она будет непредсказуема. Поэтому возникает желание с ней что-то согласовать», — поясняет Макаркин. Главными темами неформальных переговоров в Нормандии станет ситуация на Украине и в Сирии, где накануне прошли президентские выборы. Напомним, что большинство стран Запада не признают этих выборов (итоги их пока не объявлены), тогда как Россия считает их вполне легитимными.

Остановить скатывание в противостояние

Эксперт Высшей школы экономики Максим Братерский отмечает, что сегодня позиции Запада и России по целому ряду вопросов мироустройства прямо противоположны. «Мы не понимаем и даже не слышим друг друга, каждый считает себя абсолютно правым, а другую сторону абсолютно неправой», — говорит эксперт. Он выражает надежду, что в ходе этой неформальной встречи, которая ни к чему не обязывает, политическим лидерам удастся хотя бы возобновить диалог и немного понять друг друга. «Сейчас диалога никакого нет, — продолжает Братерский, — нам грозят бесконечными санкциями. Конечно, кризис не будет урегулирован в мгновение ока, на это надежды нет, но, быть может, удастся хотя бы остановить дальнейшее скатывание в противостояние».

Братерский отмечает, что при старом геополитическом раскладе к России были больше расположены лидеры Германии и Италии, иногда Франции. «Но сейчас Меркель по отношению к России заняла позицию, солидарную с Вашингтоном, — говорит политолог. — Несколько особая позиция у Франции, потому что там подвешен вопрос военно-технического сотрудничества». На расположение Италии, считает он, в принципе, можно рассчитывать. «Лидеры стран Восточной и Центральной Европы будут, как всегда, видеть в России средоточие зла», — уверен Братерский.