Украина при Порошенко: наладятся ли отношения Москвы и Киева после выборов?

Согласно последним социологическим опросам на Украине, безусловным лидером президентской гонки является крупный бизнесмен, владелец известной кондитерской фабрики «Рошен» Пётр Порошенко. За него готовы проголосовать 33,7 % украинцев, тогда как за Юлию Тимошенко — второго по популярности кандидата — лишь 5,9 %. Тройку лидеров замыкает Сергей Тигипко, его поддерживает 4,1 % граждан. Такой расклад говорит о том, что, если выборы состоятся, победа Порошенко практически гарантирована.

   
   

Таким высоким местом в президентском рейтинге Порошенко во многом обязан Виталию Кличко, который, отказавшись от борьбы за пост президента, «подарил» голоса своих избирателей бизнесмену. Но, несмотря на стратегический союз Порошенко и Кличко перед выборами, они не представляют единой политической силы. Порошенко возглавляет небольшую партию «Солидарность» и пока не изъявлял желания присоединиться к партии Кличко.

Как в случае победы на выборах Порошенко поделит власть со своими бывшими коллегами по революции и получится ли у него найти общий язык с Кремлём?

Новая революция после выборов?

Между «коллегами по революции» почти сразу же развернулась ожесточённая борьба за власть. В ходе избирательной кампании Тимошенко пригрозила, что если Порошенко победит на выборах, она устроит ещё одну революцию. Политолог Станислав Белковский считает, что такого развития событий нельзя исключать. «Тимошенко — человек, который никогда не смирится с потерей власти», — говорит он. Белковский полагает, что с её стороны возможны провокации, направленные на срыв выборов.

​«Если Тимошенко устроит новую революцию, боюсь, против неё объединится весь мир», — отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его словам, громкие заявления о новой революции — не более чем «азартная попытка» переломить ход избирательной кампании. «Но таким образом ход кампании переломить сложно: Тимошенко, наоборот, своим радикализмом отпугивает очень многих потенциальных избирателей, её рейтинг падает», — говорит Макаркин. Политолог не исключает, что Тимошенко не сможет прийти к финишу даже второй. «Если активность на востоке будет высокой, вторым может быть Тигипко», — говорит он. Это может существенно повлиять на будущий расклад сил в Верховной Раде.

Как много полномочий будет у Порошенко и с кем именно из бывших лидеров революции ему придётся делить власть, пока неясно. Всё зависит от того, каким будет большинство в новой Раде, и от новой Конституции, которая ещё не принята.

Два сценария

​Если новая конституция будет принята Радой в нынешнем её составе, то президент может оказаться декоративной фигурой, а основные государственные полномочия будут у парламента, говорит эксперт РАНХиГС при президенте РФ Александр Михайленко. Он поясняет, что партия «УДАР», продвигающая в Верховной Раде интересы Порошенко, имеет всего 41 мандат. АиФ.ru писал ранее, что после выборов президента и мэра Киева Кличко, скорее всего, останется союзником Порошенко, хотя оба постараются сохранить самостоятельность.     
   

Если при этом «Батькивщине» удастся сохранить контроль над большинством в Раде, Тимошенко может вновь стать премьер-министром, и между ней и Порошенко развернётся соперничество, как это было во времена Виктора Ющенко, продолжает Михайленко.

Однако возможен и другой сценарий. Макаркин отмечает, что в ближайшее время на Украине могут пройти внеочередные парламентские выборы, поскольку нынешний состав Рады уже не отражает реального политического расклада в стране. «В этом случае главная интрига — каким будет новое парламентское большинство», — говорит политолог. Он не исключает, что по причине низкого рейтинга Тимошенко «Батькивщина» может расколоться, её могут покинуть сторонники Яценюка. Кроме того, Партия регионов, которая до революции контролировала парламентское большинство, стремительно теряет позиции и может даже не пройти в новый состав Рады. Покинувший Партию регионов Сергей Тигипко сегодня взялся за возрождение бывшей своей партии «Сильная Украина». В неё, как отмечает Макаркин, может перейти часть членов Партии регионов, и она уже сейчас имеет неплохие шансы пройти в Раду.

Белковский тоже считает, что значение Тигипко в ближайшее время может возрасти. «Чтобы навести порядок на востоке страны, Порошенко придётся договариваться с элитами, состоящими в Партии регионов или около неё, — говорит он. — Поэтому в следующем правительстве могут появиться фигуры, которые апеллируют сегодня к электорату востока, например Сергей Тигипко».

Стать авторитарной фигурой типа Тимошенко или Януковича у Порошенко не получится: украинские элиты и общество в целом уже привыкли к мысли, что они не отдадут одному человеку в руки слишком много власти

Белковский считает, что, даже если полномочия президента по новой конституции будут сильно урезаны, Порошенко, как человек сильный и властолюбивый, обязательно попытается расширить свою власть, хотя бы и неформально. «С ролью декоративного президента он не смирится ни при каких обстоятельствах, — уверен эксперт. — Впрочем, стать авторитарной фигурой типа Тимошенко или Януковича у него не получится: украинские элиты и общество в целом уже привыкли к мысли, что они не отдадут одному человеку в руки слишком много власти».

Макаркин не исключает, что премьером после президентских выборов останется Арсений Яценюк, который, вопреки прогнозам, не стал «козлом отпущения» в трудный для страны период. Зато Александр Турчинов, скорее всего, покинет пост председателя Верховной Рады. «Турчинова сейчас обвиняют во всех украинских проблемах, — говорит эксперт, — с одной стороны, кричат, что он слишком слабый, что он утратил Крым и не сопротивлялся. С другой — что он «убийца», что он вводил войска в восточные регионы, штурмовал Славянск». Яценюк же, напротив, сейчас демонстрирует, что он благожелательно настроен по отношению к регионам, что именно он является главным инициатором круглых столов.

На Запад и в НАТО?

Эксперты отмечают, что Порошенко всегда был очень осторожен в своих заявлениях в адрес российского руководства. «Поэтому можно предположить, что ему будет проще наладить диалог с Россией, чем, например, Тимошенко, которая говорила о том, что надо расстрелять из атомного оружия 8 миллионов живущих в Украине русских», — говорит Михайленко. Белковский с этим не согласен. «Порошенко ничего здесь качественно поменять не сможет, — уверен он. — Наиболее эффективным переговорщиком с Путиным могла бы быть как раз Тимошенко, но не в статусе президента, а в статусе спецпредставителя Украины. Юлия Владимировна умеет подстраиваться под Путина и психологически ему с ней комфортно».

Впрочем, в том, что касается отношений с Россией, от Порошенко или Тимошенко мало что будет зависеть, считает Белковский. «Всё будет зависеть от Путина: как Путин решит, так и будет. Ясно, что Путин нацелен на ликвидацию Украины в её нынешнем формате, — говорит эксперт. — То есть он даже готов согласиться с границами Украины, кроме Крыма, но в рамках совершенно иного государственного устройства, которое позволило бы Москве неформально контролировать значительную часть регионов востока и юга страны». Белковский уверен, что после президентских выборов на Украине Москва продолжит продвигать идею федерализации страны.

Макаркин отмечает, что для Порошенко приоритетным будет развитие отношений с Западом. «Но, наверно, не будут реализованы страшилки о том, что Украина вступит в НАТО, — считает эксперт, — Североатлантический блок будет сам этому не очень рад. Многие страны не хотели бы столкновения с Россией, а ведь Украина хотела бы пригласить войска НАТО к своим границам».

Михайленко полагает, что если США и ЕС продолжат политику санкций в отношении России, то Украина будет в этой игре «послушной пешкой». «В экономическом плане Киев уже сегодня не так много решает самостоятельно, он находится под жесточайшим прессингом условий МВФ. Эти требования ещё более ужесточатся после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС», — говорит он. По мнению Михайленко, все основные параметры экономического развития Украины будут определяться за границей. «Украинским властям надо будет только дотошно выполнять поставленные задачи. В этом случае возможности для компромисса будут находиться только в плоскости отношений Россия – Запад», — заключает эксперт.

Смотрите также: