Эра Эрдогана. Почему премьер Турции хочет закрыть в стране социальные сети

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. © / Сергей Гунеев / РИА Новости

Последние новости из Турции горячи, как её же пляжи в июле. Премьер-министр Турции Эрдоган решил закрыть в стране Твиттер - за слив компромата. Президент Гюль высказал недовольство этим в... своём Твиттере. Суд отменил запрет премьера... Комедийное «бодание» Эрдогана с Интернетом, впрочем, не лишило его избирателей. Победив со своей правящей партией на недавних местных выборах, он стал грозить ещё и Фейсбуку с Ютьюбом - аж голос сорвал... 

   
   

Стамбульская площадь Таксим - аналог майдана (с тех пор как полиция водомётами разгоняла протестующих против строительства торгового центра рядом с ней). На неё турки выходят повозмущаться и помитинговать. Именно сюда они стеклись в середине декабря 2013 г., когда в стране начались громкие антикоррупционные расследования (которые и привели к бесконечному «сливу» и «переливу» компроматов в соцсетях!). Тогда турецкая полиция без уведомления правительства и самого премьера (!) провела операцию «Большая взятка», задержав десятки вип-персон. Их обвинили в злоупотреблениях при выдаче разрешений на строительство в Стамбуле, незаконных операциях в торговле с Ираном и пр. В список подозреваемых попали дети министров, у фигурантов находили дома коробки из-под обуви с миллионами долларов... Эрдоган назвал происходящее «политическим заговором» и ответил встречным залпом: сначала отстранил от должностей десятки чиновников, занимавшихся антикоррупционными расследованиями, в Стамбуле, Анкаре, Измире и Бурсе. Спустя две недели та же участь постигла 350 полицейских среднего звена в Анкаре, ещё чуть позже - руководителей региональных управлений МВД. Мест лишились около 1700 полицейских, прокуроров и пр.

Премьер - вор... 

Одновременно в турецких соцсетях всплыли аудиозаписи бесед, которые, предположительно, премьер-министр вёл со своим сыном. Если записи эти подлинные (а пока этого никто не опроверг), то старший Эрдоган просит младшего «распихать» имеющиеся дома деньги, исчисляющиеся немыслимыми суммами. Например, сын в финале информирует папу, что всю наличность как-то пристроил, осталась ерунда - 30 млн евро! Неудивительно, что Эрдоган ополчился на соцсети. 

Но если, как рассказал «АиФ» бывший депутат турецкого парламента от правящей партии Мухаммед Четин (он подал в отставку с критикой правящей партии), премьер контролирует практически 90% ТВ и может позвонить накануне эфира со словами: «А вот этот сюжет я бы не рекомендовал показывать», то с Интернетом ему справиться сложнее. Он пытается запрещать соцсети - а суд снимает запрет. Что остаётся? Страстно клеймить «внешних врагов» - в частности, своего недавнего друга и соратника Фетхуллаха Гюлена.

Этот политик проживает сейчас в Пенсильвании (США) в «добровольном изгнании». Создав международное движение «Служение», он занимается строительством школ и больниц, создаёт благотворительные фонды и пр. Без него Эрдоган вряд ли бы пришёл к власти - Гюлен сделал для нынешнего премьера очень много. И именно на Гюлена Эрдоган вешает сейчас всех «интернет-собак».

   
   

...или строитель?

Почему молчит Европа, так пекущаяся об общечеловеческих ценностях? «Ничего удивительного, - прокомментировали «АиФ» турецкие экономисты. - За время правления Эрдогана с 2002 по 2011 г. экспорт немецких компаний в Турцию увеличился почти в 4 раза! В 1990 г. в стране действовало 500 немецких фирм, сейчас - 5600. 5 млн немецких туристов ежегодно отдыхают в Турции, многие европейцы купили жильё у тёплого моря. Поэтому наверняка Европа побурчит по поводу удушения СМИ - и поздравит Эрдогана с победой! Что касается нашего народа, то он не стал брать пример с украинского и бузить. Дело в том, что в отличие от Януковича наш премьер, как ни крути, экономически «приподнял» Турцию. При нём начали строить 3-й мост через Босфор и 3-й аэропорт в Стамбуле. Проложили 17 100 км многорядных автомобильных дорог, отстроили сотни новых больниц. А что касается коррупции в правительстве... Где её нет?!»

Три дня подряд я пыталась подсунуть чаевые горничным в стамбульской гостинице. Деньги оставались нетронутыми. «Ай-ай-ай! - отчитал меня при выезде администратор. - В стране идёт борьба с коррупцией, а вы с провокациями!»