Политолог: «Откаты» в России пока неискоренимы

- Утверждены перечни руководящих должностей госслужбы, государственных корпораций и фондов, замещение которых обязует граждан ежегодно отчитываться о доходах и имуществе, - сообщает пресс-служба Кремля.

Кроме того, определён порядок представления соответствующих сведений в налоговые органы, а также их опубликования в СМИ, установлен порядок отчётности о доходах и имуществе лиц, претендующих на замещение руководящей должности.

Президентом России подписаны следующие документы:

- Указ «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

- Указ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

- Указ «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

   
   

Подписание пакета антикоррупционных документов в эксклюзивном интервью AIF.RU прокомментировал директор Института политических исследований Сергей Марков:

- Мне кажется, что ситуация с коррупцией в России плохая: коррупция носит системный характер, широко развита, а борьбы с ней мало. В этой связи, конечно, очень хорошо, что Дмитрий Медведев демонстрирует решимость бороться со взяточничеством, и хорошо, что он пытается предпринять попытки изменения в законах, которые способствовали бы такому уменьшению коррупции.

Надо сказать, что эти законы важны и правильны, их нужно полностью поддержать, но они недостаточны, конечно, потому что коррупция как системная проблема, связанная с интересами, требует не только законодательного оформления, но и прямых административных решений, и это не чисто управленческая, но и политическая задача.

- Какие дополнительные меры необходимы, на ваш взгляд?

- Необходимо формирование широкой политической коалиции по борьбе с коррупцией. Характерно, например, что в недавнем докладе генпрокурора главными коррупционерами, кроме правоохранительных органов, с чем можно согласиться, были названы медики и учителя. Это, конечно, просто вызов общественному мнению, этакое выхолащивание коррупции. Самая главная коррупция базируется прежде всего в отношениях государства и бизнеса - в том, что касается земельной застройки, сдачи-съема в аренду, бюджетных средств, которые - этому даже целый термин появился – «пилятся», на них «откаты» делаются… Те бонусы, которые назначают себе менеджеры госкорпораций, хотя они, вроде бы, и проводят их законно, но это и есть настоящая коррупция. А вот когда врач или медсестра, которым платят в 10 раз меньше, чем должны платить, берут деньги от пациентов, являются с точки зрения закона коррупционерами, но де-факто подобные «взятки», на мой взгляд, коррупцией совершенно не являются. Поэтому необходимо продемонстрировать политическую волю к ключевым проявлением взяточничества, чего пока, к сожалению, нет.

Понятно, что это дело сложное, но всё равно к этому рано или поздно нужно будет прийти, поскольку коррупция не только несправедлива, но ещё и влечёт к снижению управляемости страной, это ещё и очень сильное сдерживание экономического роста.

- Каково значение подписания этих пяти указов в контексте грядущего саммита Россия - Евросоюз в Хабаровске?

- Я думаю, к самому саммиту подписание пакета антикоррупционных законов является хорошей новостью. Самое принципиальное: большинство лидеров Евросоюза слышат, что в России говорятся слова по борьбе с коррупцией 20 лет, но коррупция процветает, поэтому вряд ли лидеры стран - членов ЕС вообще обратят внимание на эти указы.

Дело не в этом, а в том, что эти указы являются демонстрацией воли руководства страны, неким сигналом о том, что проблема коррупции в России является важной задачей. Пока, честно сказать, делается в этом отношении очень-очень мало.

- Могут ли указанные меры рассматриваться в контексте борьбы с финансовым кризисом?

- Тема глобального финансового кризиса, безусловно, будет подниматься на саммите в Хабаровске, но у России и Евросоюза есть ряд других, более важных двусторонних проблем. В частности, это вопрос о том, что делать с программой «Восточное партнёрство», которая проводится по отношению к Украине, Белоруссии, Молдавии и Закавказью и направленная на выталкивание российского влияния из зоны постсоветского пространства.

Кроме того, будут обсуждаться вопросы безвизового сообщения, экономического обмена, как сделать так, чтобы не повторялись случаи вроде войны в Южной Осетии, - вот эти темы будут доминировать в значительно большей мере, чем проблемы борьбы с экономическим кризисом.