Белорусский вариант. Как Александр Лукашенко не стал Виктором Януковичем

Акции протеста оппозиции в Белоруссии. © / www.globallookpress.com

Ситуации, когда политическое противостояние переходило в уличные беспорядки, на постсоветском пространстве случались неоднократно.

   
   

Выборы, выборы…

Альтернативу кровавому сценарию украинского «Евромайдана-2014» в декабре 2010 года наглядно продемонстрировал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Политическая обстановка в Белоруссии резко обострилась накануне президентских выборов 2010 года. Белорусские оппозиционеры возлагали на них особые надежды, считая, что способны победить действующего главу государства Александра Лукашенко.

Тем не менее большинство социологических опросов накануне выборов показывало, что ни один из оппозиционных кандидатов не в состоянии составить реальную конкуренцию действующему президенту.

Поэтому оппозиционеры делали ставку на то, что Лукашенко не может победить в первом туре выборов. Победа же Лукашенко в первом туре будет означать, что на выборах допущены массовые фальсификации.

Примерно те же рассуждения станут лейтмотивом предвыборной кампании Алексея Навального на выборах мэра Москвы в 2013 году.

Белорусские оппозиционеры заранее заявляли, что в случае фальсификации итогов выборов они готовы перейти к тактике уличных протестов.

   
   
Александр Лукашенко. Фото: www.globallookpress.com

За всё хорошее против всего плохого

Согласно официальным итогам первого тура выборов президента Белоруссии, состоявшихся 19 декабря 2010 года, Александр Лукашенко набрал 79,65 процента голосов избирателей. Второе место занял кандидат «Против всех», собравший 6,47 процента голосов. Лучший результат из оппозиционеров показал Андрей Санников, набравший 2,43 процента голосов избирателей.

Уже вечером 19 декабря оппозиционеры объявили итоги выборов сфальсифицированными, заявив, что Лукашенко не набрал 50 процентов голосов, и призвали своих сторонников выйти на акцию протеста.

На несанкционированную акцию оппозиции, в которой приняли участие семь из девяти бывших соперников Лукашенко на президентских выборах, на Октябрьской площади в Минске собралось, по разным оценкам, от 10 до 60 тысяч человек.

После митинга толпа во главе с экс-кандидатами в президенты двинулась по проспекту Независимости к площади Независимости, где располагаются основные правительственные учреждения, включая Центризбирком, Дом правительства и администрацию президента.

Во время движения колонны милиционеры не предпринимали в отношении протестующих никаких силовых действий, лишь предупреждая о том, что их акция незаконна. Одновременно манифестантов предупреждали, что против них может быть применена сила и специальные средства.

Участники акции протеста белорусской оппозиции во время митинга в Минске, декабрь 2010 года. Фото: www.globallookpress.com

Революция по-белорусски

Первые столкновения оппозиционеров с силовиками произошли около 20:00. Колонна, которую возглавлял один из кандидатов в президенты Владимир Некляев, была остановлена милиционерами. Сторонники оппозиции пустили в ход палки и камни, в ответ стражи порядка применили дубинки. В итоге среди пострадавших оказались представители обеих сторон, включая самого Некляева.

Тем временем основная колонна оппозиции, добравшись до площади Независимости, стала скандировать лозунги, требуя отставки Александра Лукашенко.

В 21:45 по местному времени радикально настроенные оппозиционеры приступили к штурму Дома правительства, выбивая стёкла и ломая двери. Одновременно происходили нападения на сотрудников милиции с целью их разоружения.

Интересно, что о планировании оппозиционерами беспорядков в день выборов глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей заявлял ещё 11 декабря.

Атака на правительственные учреждения продолжалась около получаса, и в этот период правоохранительные органы не предпринимали активных попыток пресечения беспорядков. В свою очередь, лидеры оппозиции не сделали попыток отмежеваться от погромщиков.

Через некоторое время оппозиционерам удалось проникнуть на первый этаж Дома правительства, что на площади было встречено бурным ликованием. Однако дорогу дальше радикалам перекрыли сотрудники милиции.

Акция протеста оппозиции в Минске, декабрь 2010 года. Фото: www.globallookpress.com

Ответный удар

После проникновения оппозиционеров в Дом правительства, о котором ряд российских и мировых СМИ поспешил сообщить как о его полном захвате, милицейские спецподразделения приступили к операции по «зачистке» площади Независимости.

Активная фаза операции заняла не более 15 минут, в течение которых оппозиционеры были оттеснены от правительственных учреждений. Несмотря на то, что экс-кандидаты в президенты говорили с трибуны о своём намерении «стоять до конца», их сторонники спешно покидали центр Минска.

Окончательно общественный порядок в столице Белоруссии был восстановлен около 0 часов 20 декабря.

За участие в массовых беспорядках было задержано более 600 человек, включая семерых экс-кандидатов в президенты. Двое других — Ярослав Романчук и Виктор Терещенко — решительно отмежевались от погромщиков.

Романчук резонно заметил, что оппозиционеры сами дали повод властям «закатать» ростки демократии, возникшие в Белоруссии.

В ходе беспорядков пострадали несколько десятков человек, включая около 30 сотрудников милиции, погибших не было.

По факту беспорядков в Минске было возбуждено дело по статье 293 УК Белоруссии («Массовые беспорядки»).

Митинг в поддержку арестованных оппозиционеров. Фото: www.globallookpress.com

Всем по заслугам

Большинство задержанных отделалось административным арестом на 15 суток. Однако в отношении нескольких десятков наиболее активных погромщиков, а также лидеров оппозиции было возбуждено уголовное дело.

По неясным причинам, международные правозащитные организации и по сей день считают организаторов и участников минского «евромайдана» жертвами политических репрессий, а главу государства Александра Лукашенко — кровавым душителем свободы.

Очевидно, правозащитники полагают, что Лукашенко следовало допустить массовые человеческие жертвы, позволить погромщикам превратить центр Минска в «выжженную землю», как это произошло ныне в Киеве.

За организацию массовых беспорядков, согласно Уголовному кодексу Белоруссии, предусмотрено лишение свободы на срок до 15 лет.

На деле же лидеры белорусского «евромайдана» отделались куда более мягкими приговорами: Николай Статкевич, наиболее активный вдохновитель штурма Дома правительства, получил 6 лет заключения, Дмитрий Усс — 5 с половиной лет, Андрей Санников — 5 лет, Владимир Некляев и Виталий Рымашевский — 2 года с отсрочкой приговора на 2 года.

Что касается ещё одного оппозиционного лидера, Алеся Михалевича, то этот стойкий борец, выйдя из СИЗО под подписку о невыезде, сбежал за границу, откуда ныне и строит планы освобождения белорусского народа.

Следует также отметить, что большинство осуждённых участников беспорядков вышли на свободу досрочно в 2011–2012 годах, благодаря помилованию и сокращению сроков наказания.

При всех недостатках Александра Лукашенко как политического лидера нужно признать, что он не позволил своей стране скатиться в кровавый хаос, как это позднее случилось на Украине.

Свобода и демократия никогда и нигде не могут являться синонимами слов «анархия» и «вседозволенность». И забывать об этом не следует никогда.