Сжимавшаяся месяцами геополитическая «пружина» (а Украина оказалась под двойным напором - со стороны России и ЕС) вдруг распрямилась. 21 ноября премьер Н. Азаров объявил о приостановке переговоров с Брюсселем, которые должны были увенчаться подписанием исторического соглашения.
Сделано это, согласно официальному сообщению, ради обеспечения «нацбезопасности», «восстановления утраченных объёмов производства и торгово-экономических отношений с РФ».
Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом президент В. Янукович собирался подписать 28 ноября в Вильнюсе на саммите стран - участниц программы ЕС «Восточное партнёрст-во». На улицы Киева вышли более сотни тысяч недовольных «изменой европейскому курсу», некоторые попытались штурмовать здание кабмина.
Несмотря на размах выступлений, новой «оранжевой революции» не случилось: спецназ вытеснил толпу с площади, на нескольких демонстрантов завели уголовные дела. Акции протеста в начале недели продолжились, но их численность пошла на спад.
Кто в плюсе?
В соглашении с ЕС речь шла об установлении свободного рынка между Европой и Украиной и изменении украинского законодательства на европейский лад - от судебной реформы до защиты прав геев. В Москве настаивали, что в экономическом плане это соглашение для Украины разрушительно: если бы она распахнула двери своей экономики на Запад, России пришлось бы закрывать их со своей стороны, иначе для Таможенного союза (ТС), куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, возник бы не очень приятный «сквозняк» в виде европейских товаров. А потеря российского рынка означала бы серьёзные проблемы уже для экономики Незалежной. Советник Президента России С. Глазьев оценивал потери Украины от «европейского» выбора до 12 млрд долл. в год.
Кроме того, для выхода на еврорынок со своими товарами Украине пришлось бы заново отстраивать по западным стандартам целые предприятия. Затраты на перевооружение оценивались в десятки миллиардов евро. Еврочиновники на это заявляли, что украинской экономике и так нужна модернизация, но, после того как она станет прозрачной и стабильной, сюда потянутся иностранные инвесторы - от желающих вложить свои миллиарды не будет отбоя! Еврокомиссар по политике соседства Штефан Фюле обещал украинцам рост ВВП на невероятные 6% в год и даже выше.
Впрочем, когда речь зашла о реальной помощи и дотациях, которые украинской экономике нужны прямо сейчас, европейцы развели руками. «Пока мы получили только обещание, что в течение 7 лет Украина может рассчитывать на 1 млрд евро, - возмущённо рассказывал тот же Н. Азаров. - Ну что такое 1 млрд евро? Это, можно сказать, помощь нищему на паперти». К слову, оценка премьера собственной экономики недалека от истины. Внешний долг Украины достиг уже 60 млрд долл. (треть от ВВП страны) и продолжает увеличиваться. А вот резервы составляют лишь 21 млрд долл. и продолжают таять.
Украинские предприятия поставляют запчасти для «своих» турбин, которыми ещё с советских времён оснащались российские АЭС, и т. д. «Но главный наш общий интерес - в сохранении нашей идентичности, единой православной ветви европейской цивилизации, единства русских, украинцев, белорусов», - считает С. Марков.
Тем временем кроме открытости российского рынка для украинских товаров разговор продолжает вертеться вокруг главного - скидок на газ. В «Газпроме» в понедельник категорически отрицали договорённости о снижении цен, на что на днях намекнул украинский премьер. Впрочем, все держат в уме, что Украина сейчас получает топливо примерно по 400 долл. за 1 тыс. кубов, а состоящая в Таможенном союзе Белоруссия - примерно по 160. Торг уместен?
Меж двух огней
То есть если Януковичу удастся отсрочить с помощью России крах украинской экономики, то перед выборами 2015 г. он вновь вспомнит о европейском курсе Украины и требованиях избирателей. Опросы показывают, что желающих идти на Запад на Украине сейчас заметно больше, чем желающих повернуть на Восток.