Управление делами Президента России - один из ключевых «узлов» в механизме власти. Его руководителю Владимиру Кожину приходится «разруливать» множество вопросов - от материального и бытового обеспечения высших чиновников до подготовки важнейших государственных мероприятий.
- Владимир Игоревич, справедливо ли, на ваш взгляд, что чиновники превратились в некую привилегированную касту в нашем обществе? Может, кризис - хороший повод для того, чтобы серьёзно уменьшить эту «жировую прослойку»?
- Траты высших органов власти по решению президента будут серьёзно сокращены. Только в этом году расходы администрации президента, правительства, палат Федерального собрания, высших судов, Счётной палаты уменьшатся примерно на 6 млрд. рублей. Что касается «бюрократической прослойки», на самом деле не такая уж она и жирная. Времена бесплатных привилегий миновали. Например, министру бесплатно полагаются только машина, минимальное медобслуживание. За госдачу, квартиру ему приходится прилично платить, причём цена постоянно индексируется в сторону увеличения.
Сокращения госаппарата, конечно, будут. Но для административной реформы кризис всё-таки не самое лучшее время. Радикальное сокращение может привести к тому, что система перестанет функционировать, впадёт в ступор. Такие вопросы лучше решать в спокойной обстановке.
Президенту - российский автомобиль?
- Насколько верна информация о том, что для президента изготовят представительский лимузин отечественной сборки?
- Вопрос скорее к Федеральной службе охраны, которая занимается президентским автотранспортом. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы нашему автопрому было по силам изготовить современный, качественный, безопасный автомобиль для главы государства. Кстати, воздушные перелёты президент, как и другие высшие должностные лица, совершает только на отечественных самолётах. УДП является одним из основных заказчиков отечественной авиатехники. Примерно через месяц будем принимать очередной новый Ту-214. Устаревшая авиатехника постепенно обновляется.
- Ходят разговоры, что списанные VIP-самолёты приобретают некоторые авиакомпании и на них летают обычные пассажиры. Это не опасно?
- Подобные разговоры - полная чушь. Списанные самолёты утилизируются - в отличие от автопарка. Машины у нас ходят по 200-300 тыс. км. После этого они выставляются на аукцион, и люди с удовольствием их покупают, потому что наши автомобили очень хорошо содержатся и обслуживаются.
- Что собой представляют новые самолёты для первых лиц государства?
- При их производстве ведётся более строгий контроль со стороны спецслужб. Конечно, в них есть специальная связь, несколько отличается интерьер. Но нельзя сказать, что для отделки используются какие-то уникальные или сверхдорогие материалы. В некоторых бизнес-структурах самолёты и покруче бывают.
На Мавзолее не сэкономить
- Говорят, что Красную площадь закроют на реконструкцию. Когда это произойдёт?
- В реконструкции нуждается брусчатка. Точнее, сам камень в отличном состоянии: ещё несколько веков простоит и ничего ему не будет. Но поскольку Красная площадь находится на одном из семи знаменитых московских холмов, основа под брусчаткой со временем стала волнообразной и требует ремонта. Впрочем, время для этого пока не выбрано. Учитывая большую туристическую привлекательность Красной площади, закрыть доступ на неё примерно на полгода довольно проблематично.
- Многих читателей «АиФ» интересует: сколько денег тратится на содержание Мавзолея В. И. Ленина? Другие недоумевают: можно ли на «главном погосте страны» устраивать каток и концерты?
- Средства на содержание Мавзолея в бюджете страны мизерные. Оставлять Мавзолей или нет - не экономический, а политический вопрос. Но само обсуждение этой темы может обернуться раздраем в обществе. С другой стороны, Красная площадь - не только погост, но и прежде всего символ страны, красивое, посещаемое место. Концерты, каток, как и военные парады, - уже привычные реалии. Не вижу смысла от них отказываться.
- А возможность переноса рабочей резиденции президента из Кремля в другое место не рассматривается?
- Кремль - исторически сложившееся место работы главы государства, таковым он и останется. Но замечу: территория за Кремлёвской стеной со всеми храмами, дворцами и музеями, кроме 2-3 рабочих корпусов, всегда открыта для посетителей. Хотя некоторые учреждения действительно постепенно выводятся из столичного центра. Например, всё руководство Московской области во главе с губернатором и правительством недавно со Старой площади переехали за Кольцевую дорогу, где для них построен новый современный офисный центр из стекла и бетона.
- Недавно вы отметили 50-летие, а в следующем году исполнится 10 лет с тех пор, как вы стали управляющим делами президента. Что считаете своим главным достижением за эти годы?
- О достижениях, как говорится, не мне судить. Но представляется важным, что удалось воссоздать объекты государственного значения, которые стали визитной карточкой нашей страны, например, Стрельна, Константиновский дворец. Отреставрирован и обрёл первозданную красоту знаменитый петербургский комплекс зданий Сената-Синода, получив самую современную электронную начинку. В конце мая предполагается открыть уникальную электронную библиотеку, благодаря которой любой желающий через Интернет получит доступ к историческим раритетам.
Смотрите также:
- «Спортивная элита». В какие игры играли наши правители? →
- Вячеслав Костиков: Россия «на скорую руку» →
- Вячеслав Костиков: Утро в сосновом лесу… →