Бренд №1. Почему в Китае не отказываются от культа Мао Цзэдуна

«Великий кормчий» - это сейчас настоящий коммерческий бренд. Ежегодно в КНР продаются десятки миллионов (!) сувениров с лицом Мао - брелоки, плакаты, ручки, значки, знамёна - и тоннами экспортируются за рубеж: в Европу и Азию.

   
   

- Председатель Мао, конечно, не одобрил бы нынешних реформ. Думается, он расстрелял бы руководство КНР за «отход от марксизма-ленинизма», а заодно послал бы в лагеря миллионы бизнесменов - на трудовое перевоспитание. Однако Мао Цзэдун до сих пор популярен: каждый студент, достав айфон, процитирует вам слова «великого кормчего»: «Ибу ибу ди дада муди» («Шаг за шагом идём мы к великой цели»). Да, Мао уничтожал частную собственность и раскулачивал богатых крестьян. Но он объединил Китай, научил читать страну, где 93% населения были неграмотны, увеличил число фабрик в 10 раз. Вот вы в СССР отказались от идей Ленина, постановили, что годы его власти были кровавы и чудовищны. У вас начались споры между сторонниками и противниками этой точки зрения, которые привели к распаду страны. А Китай не хочет потрясений...

Конкурс пластилиновых вождей

Синь Бяо, учитель русского языка из Гуанчжоу, носит американские джинсы «Levi's» и ездит на личном автомобиле «Тойота», а его брат владеет швейной артелью - настоящий капиталист… Однако оба попросту обожают председателя Мао. «Великий кормчий» изображён на ВСЕХ бумажных деньгах Китая, его огромные портреты висят на стенах Запретного города в Пекине, в мавзолей на площади Тяньаньмэнь всегда стоит огромная очередь. Школьники и студенты в КНР на уроках клянутся соблюдать заветы Мао, в детских садах проводят конкурсы, кто лучше вылепит из пластилина фигурку вождя. В центре каждого китайского города установлен памятник Мао Цзэдуну с протянутой навстречу светлому будущему рукой. И ерунда, что коммунизм в Китае остался лишь на словах: частникам проданы даже линии метро, экономика растёт как на дрожжах благодаря заграничным инвестициям и сотне миллионов мелких торговцев. После смерти «вели­кого кормчего» в 1976 г. компартия Китая осудила «культурную революцию», «ужасные перегибы» и «горькие ошибки», вскоре обра­тившись к массам с призыво­м: «Богатей­те!» Однако культ Мао Цзэдуна остался неизменным. Почему?

- Удивительно, но даже сейчас среди наших чиновников ведутся споры, кто из них вернее заветам вождя, - смеётся Чин Ю, владелец чайного магазина в Сиане.  - Например, секретарь горкома Чунцина Бо Силай заявлял, что строит власть на принципах маоизма: он заботился о бедных и старался сохранить роль государства в экономике. Однако Бо Силая арестовали и отдали под суд по обвинениям в коррупции и… отходе от заветов Мао. Большинство китайцев согласятся, что Мао Цзэду­н создал много п­роблем, хотя и подвергать сомнению ­мудрость вождя никто не станет. Смотрите, у вас в России в 1918 г. расстреляли царскую семью. Но председатель Мао не стал убивать Пу И - последнего императора династии Цин. ­Э­кс-монарх отсидел 9 лет в лагере, затем был выпущен и работал садовником, а его брат - бухгалтером. И император, и Мао - плохие они были или хорошие, но это наша история. И, если мы начнём топтаться на своём прошлом, сбросив памятники, государ­ство о­хватят смуты, как и случилось с СССР.

Мао - это модно! Фото: Reuters

Ко всему прочему, сейчас Мао Цзэдун - это самый настоящий коммерческий бренд. Один из торговцев сувенирами у Тянь­аньмэнь назвал его культ «доходным, как нефть». Ежегодно в КНР продаются десятки миллионов (!) сувениров с лицом Мао и тоннами экспортируются за рубеж - в Европу и Азию. Среди европейских «леваков» футболка с Мао Цзэдуном - нечто само собой разумеющееся.

- Китайцы очень уважают Ленина, - объясняет мне Ван Цюань, переводчик трудов В. И. Ленина на мандаринский диалект. - И мы искренне не понимаем: почему вы не качаете из него деньги? Ведь Ленин - бренд ещё круче Мао. Можно наладить производство сувениров, сделать вход в Мавзолей платным для иностранцев».

   
   

К Ленину, кстати, у китайцев весьма благоговейное отношение: пусть его портреты и встречаются редко, но советского вождя они именуют «вдохновителем великого корм­чего».

- Ленин дал Китаю два проекта, - считает Ван Цюань. - Один - как совершить революцию, а другой - нэп, как сделать людей богатыми. У вас одни его боготворят, а другие проклинают, но следует быть проще. Вы платили, чтобы распространять в мире идеи Ленина, а надо на них зарабатывать. Как там писал поэт Вознесен­ский? «Уберите Ленина с денег»? Сейчас он сочинил бы другие стихи: «Превратите Ленина в деньги!»

«Памятники ломать дорого»

- Мао для китайцев - это не только стержень государства и торговая марка, - заверяет Бенджамин Инь, политолог из Гонконга. - С помощью идей Мао Цзэдуна Китай до сих пор оказывает влияние на многие страны мира - от Азии и Африки до Латинской Америки. Повстанцы-маоисты на Филиппинах, в Конго, Перу и Индии сильно зависят от Китая, и, если правительства этих стран прогибаются под КНР в экономике, китайцы уменьшают финансовую поддер­жку партизанам. В Непале маоисты и вовсе свергли короля - теперь республика полностью во власти Китая. Отказавшись от политики Мао Цзэдуна на деле, а не на словах, заключив в тюрьму вдову «великого кормчего» и часть его особо твердолобых сторонников, КНР умудрилась сохранить права на бренд «Мао».

Только во время «культурной революции» (1966-1976 гг.) в Китае погибло около 20 млн человек. Хунвэйбины избивали прохожих, которые осмеливались выйти на улицу без значка с портретом вождя, сжигались книги (ибо коммунисту положено читать только труды Мао), коллективизация в деревне («Большой скачок») привела к масштабному голоду. Однако сейчас об этом почти не вспоминают. Старые люди в Китае говорят: да, при Мао жилось трудно, но зато не было коррупции и власть заботилась о пенсионерах. Теперь экономика КНР полностью буржуазна, но китайцы не заморачиваются по поводу Мао, как мы с Лениным: выносить вождя из Мавзолея или оставить на месте? «Он давно мёртв, а памятники ломать дорого», - высказался в беседе со мной 19-летний студент Бяо Хань. Возможно, и нам следовало бы отказаться от бесконечных споров о Ленине, а просто сделать Ильича коммерческим брендом. У китайцев со своим вождём, как видите, получилось совсем неплохо…


«Мы для здоровья не только жаб едим». Средняя продолжительность жизни в КНР увеличилась до 80 лет. Как китайцам это удаётся? Читайте в следующем номере «АиФ».

Смотрите также: