«Вы ответите!» Украина угрожает Монголии за теплый прием Путина

Президент РФ Владимир Путин и президент Монголии Ухнагийн Хурэлсух (слева) на церемонии официальной встречи © / Вячеслав Прокофьев / РИА Новости

Киевские власти обещали наказать Монголию за теплый прием, который устроили 3 сентября прибывшему с государственным визитом президенту России Владимиру Путину. Как заявил официальный представитель МИД Украины Георгий Тихий, такой вопрос будет поставлен перед «западными партнерами».

   
   

«Невыполнение монгольским правительством имеющего обязательную силу ордера МУС на арест Путина является тяжелым ударом по Международному уголовному суду и международной системе уголовного правосудия. Монголия позволила обвиняемому преступнику скрыться от правосудия, тем самым разделив ответственность за его военные преступления. Мы будем работать с партнерами, чтобы это имело последствия для Улан-Батора», — озвучил позицию киевского режима Георгий Тихий.

Монголия с 2000 года приняла так называемый Римский статут, который обязывает выполнять решения Международного уголовного суда (МУС, штаб-квартира в голландской Гааге). В 2023 году МУС выдал ордер на арест Путина.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров тогда назвал ордер «абсурдным» и принятым «в обход всех норм и правил под давлением Запада». «Неприкосновенность руководителей государств гарантируется международным правом, конвенциями. В случае с решениями МУС имеет место проявление не столько неприкосновенности, сколько ощущения неприкасаемости англосаксов, которые заставили этого прокурора, этнического пакистанца с британским паспортом, в обход всех процедур и правил, с небывалой скоростью состряпать тот ордер, который он состряпал в отношении президента России и в отношении уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой», — подчеркнул глава МИД.

Улан-Батор перед визитом Путина официально заявлял, что проигнорирует решение МУС. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов накануне поездки 2 августа, также отметил, что «с Монголией нет такой проблемы».

О желании видеть Путина в своей стране ранее говорил президент Бразилии Лула да Силва, чья страна ратифицировала Римский статут. Аналогично высказывались власти ЮАР, приглашая российского лидера на саммит БРИКС в 2023 году. Тогда Путин не полетел из-за протестов прозападной оппозиции, поскольку это было перед выборами, а в Москве не хотели усложнять ситуацию в дружественной стране.

Верховная рада Украины 21 августа ратифицировала Римский статут. Однако с оговоркой — по военным преступлениям вводится отсрочка на 7 лет. «Из-за опасений, что МУС может привлечь к ответственности граждан Украины в условиях конфликта, идет дискуссия относительно времени ратификации», — сказала нардеп Ирина Геращенко, подразумевая, что киевский режим хочет защитить своих военных преступников.

   
   

Виток русофобии

Заявление МИД Украины о последствиях для Монголии из-за визита президента России носит чисто эмоциональный характер с политической подоплекой.

Оно рассчитано на поддержку западных стран с последующим развертыванием в СМИ очередного витка русофобии, объяснил корреспонденту aif.ru чрезвычайный и полномочный посланник МИД РФ в отставке, член экспертного совета «Офицеров России» Василий Корчмарь.

«Что же касается руководства Монголии, то оно дало гарантии безопасности визита Путина в свою страну в соответствии с существующими нормами международного права, в том числе с Римским статутом 1998 года, создавшим Международный уголовный суд (МУС), резолюцией Совбеза ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и другими. В них прослеживается тезис о том, что суверенность государства, в данном случае Монголии, является главным и основным субъектом международного права. А МУС не может диктовать нормы поведения государств на мировой арене. Более того, МУС должен дополнять, а не подменять национальные органы юстиции. То есть признание верховенства МУС над государствами, подписавшими Римский статут, не существует без согласия самих государств», — говорит дипломат.

По словам собеседника, существует также принцип обеспечения иммунитета деятельности глав государств, закрепленный в документах международного права. Да и сама Украина, ратифицировав Римский статут, отложила вступление в силу невыгодных ей положений. «Украина подписала договор о Римском статуте, признала МУС, но отсрочила выполнение его решений на 7 лет. Рано или поздно конфликт на Украине завершится. И тогда можно только представить, сколько будет подано исков людьми, государствами в адрес МУС за преступления в Донбассе, в южных регионах России», — резюмировал Корчмарь.