По словам опытного пилота, при движении в плотном тумане необходимо следить за высотой гор и строжайше запрещено пытаться посадить вертолет. Кроме того, процесс поисков должен был ускорить сигнал специального радиомаяка, однако он, судя по всему, не сработал. Известно, что один из пассажиров — имама Тебриза Али Хашим был жив в течение часа после аварии и смог позвонить руководителю администрации президента.
По словам летчика-испытателя, вертолет Bell 212 считается надежной машиной среди профессионалов.
«При полетах в туман никакого затруднения нет. Эти вертолеты умеют летать в любую погоду, а вот человек в любую погоду летать не умеет. Все зависит от уровня подготовки пилота. Если вы летите и по пути у вас туман, вы должны сохранять безопасную высоту, чтобы быть выше любой горушки. Предварительно надо поднять все высоты. Пилот точно знал где полетит. Если [в этих местах] гора 900 метров, он должен был быть на высоте 1800 метров. По закону положено +900 метров. Ну сделай, в самом крайнем случае, хотя бы +300 метров. Нужно грамотно работать с картами, в данном случае — с GPS», — сказал Вадим Базыкин в комментарии aif.ru.
«Посадка в тумане — это преступление»
По словам эксперта, пытаться посадить вертолет в условиях тумана — строжайше запрещено.
«Это нарушение всех руководящих документов. Есть правила, о которых в авиации уже устали говорить, они написаны кровью. Надо их просто выполнять. Если видите окошко — кусочек земли — то такое допускается. Даже в руководящих документах написано что посадка есть там где есть визуальный контакт с землей. Но если вы производите посадку в туман, то вы — преступник», — отмечает опытный летчик.
«Президентов перевозят на вертолетах первой категории»
По словам Базыкина, после крушения, скорее всего, не сработали маяки, которые должны были сразу установить место аварии.
«На всех вертолетах должны стоять радиомаяки. Отказывать там нечему. Президента перевозят только вертолеты первой категории. Туда, например, никогда не поставят двигатель после капитального ремонта. На этих вертолетах приборы почти никогда не отказывают, отказывает человек. И радиомаяк должен обязательно сработать из-за столкновения с землей. Обычно его ставят в хвостовую балку, потому что она при ударе отваливается первой и после этого сигнал сразу идет на спутник. Почему он не сработал — вопрос».
По словам специалиста, если пилот был не уверен в безопасности полета, то обязан был вернуться.
«При слишком большой вероятности ошибки надо возвращаться. Прекрасно понимаю психологию человека, который знает, что два вертолета прошли, ему не хочется ставить под сомнение свой уровень. Важно помнить, что за вашими спинами человеческие души. С собой в полет мы берем много маленьких ошибок — ошибка второго пилота, ошибка техники, заправщика и так далее. Надо быть очень собранным, чтобы хотя бы своей ошибкой все это не дополнять», — отметил Вадим Базыкин.
В понедельник 20 мая стало известно, что все пассажиры, находившиеся в вертолете президента Ирана Эбрахима Раиси, включая его самого, погибли в результате крушения. Добравшиеся до места катастрофы спасатели не обнаружили признаков живых людей.
Помимо Раиси, в вертолете находились министр иностранных дел Ирана, Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати и пятничный имам города Тебриз Мохаммад Али Але Хашем.
В Иране объявлен пятидневный траур.