С 2014 года на Украине махрово зацвела бандеровщина — из недобитков и их потомков, которых Киев вытащил из «схронов» и быстро помог восстановить стаю нацистов. На самой Украине это отребье процветает и зверствует в составе националистических батальонов, в основном против гражданского населения. А летом 1944 года участники украинских националистических формирований, таких как ОУН* и УПА*, внедрившись в Красную армию, готовили там вооруженный мятеж. Эти планы были сорваны военной контрразведкой — легендарной «Смерш», название которой переводится как «Смерть шпионам!»
Весной 44-го
Хорошо известный кинофильм «Момент истины. В августе 44-го» — один из шедевров о деятельности ГУ военной контрразведки «Смерш», хотя автор сценария Владимир Богомолов в этой структуре и не служил (многие шифровки с пометкой «Молния», «Воздух» просто выдумал). Да, прекрасная актёрская «линейка» — Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольцев, Алексей Петренко, Александр Феклистов, да и Александр Балуев, гениально сыгравший в эпизоде диверсанта Мищенко, сделали фильму зрительский успех. Ну, и ореол героической работы военной контрразведки в годы Великой Отечественной сказался.
Сейчас ФСБ России «показало другое кино» — рассекречены архивные документы военной контрразведки «Смерш» 1944 года, которые касаются выявления и предотвращения вооруженного мятежа украинских националистов, оказавшихся после освобождения Западной Украины в рядах Красной армии. Герой с нашей стороны — заместитель начальника ГУ военной контрразведки «Смерш» Николай Селивановский (после войны возглавил военную контрразведку), есть и антигерои — некие махровые украинские националисты Кучер, Зарусинский и Шевчук, которые были в числе организаторов мятежа.
Предыстория «сценария» по рассекреченным ФСБ России архивным документам была такова. Весной 1944 года советские войска освободили правобережную Украину от гитлеровских оккупантов. На этих территориях началась мобилизация местного населения призывного возраста и формирование запасных полков и дивизий Красной армии. Сотрудники «Смерш» тщательно проверяли такое пополнение, особенно на тех территориях, которые до 1939 года не входили в состав Советского Союза. Выяснилось, что в числе «западенцев» оказалось большое количество участников таких националистических формирований, как «Организация украинских националистов»* (ОУН) и «Украинская повстанческая армия»* (УПА).
По указанию находящихся в подполье главарей этих экстремистских организаций рядовым членам ОУН и УПА, которые ещё вчера проводили карательные операции на Украине, в Белоруссии, в Польше, было велено идти в Красную армию. С последующим ведением подрывной и террористической работы.
Сложившуюся ситуацию в докладной записке на имя председателя НКО Сталина изложил Селивановский. Он проинформировал, что в одном из полков в июле 1944 года националисты планировали захватить оружие и боеприпасы, уничтожить офицерский состав, а затем уйти к боевикам УПА в леса Западной Украины. «Смерш» эти планы сорвал. В докладной записке приводились и примеры терактов, которые успели совершить украинские националисты, но боевиков настигло возмездие. Как отмечал Селивановский, с 1 апреля по 25 августа 1944 года, сотрудники «Смерш» арестовали более 6,6 тысяч человек, из них более 4,2 тысячи участников ОУН и УПА. Порой для локализации украинских националистов привлекались и армейские подразделения РККА.
Бандеровщину до конца не выколупали
Западная Украина — это другой менталитет. Они с караваями встретили фашистов, сформировали дивизию СС „Галичина“. Всё русское и советское им всегда было чуждым. Мы бандеровщину там выковыривали из „схронов“ до 1957 года. И уж служить в Красной армии они точно не желали, но им дали такое задание — внедриться. Просёк ситуацию „Смерш“ и вовремя остановил появление такой „пятой националистической колонны“ в составе РККА».
Селиванов тогда, летом 1944 года, докладывал, что, следуя указаниям своих главарей, украинские националисты, находясь в запасных частях Красной армии, сразу начали свою подрывную работу. Она заключалась в антисоветской агитации в рядах призванных украинцев под лозунгом борьбы за «самостийную Украину», создании повстанческих групп, «разложении воинской дисциплины» и организации дезертирства красноармейцев с оружием в руках в банды УПА, а также совершении терактов в отношении офицеров Красной армии.
Один из характерных примеров этой подрывной работы, пресеченной «Смерш» — арест повстанческой группы в количестве 41 оуновца из числа военнослужащих 148-го запасного стрелкового полка 20-й запасной стрелковой дивизии. Эта группа готовила вооруженное выступление в полку, рассчитывая привлечь на свою сторону весь его личный состав, который был укомплектован мобилизованными из Западной Украины. По данным следствия, националисты «намеревались захватить оружие и боеприпасы, уничтожить офицеров полка, а затем уйти на соединение с бандами УПА, скрывавшимися в лесах Западной Украины».
Мятеж был подавлен на корню. «Следствие по делу закончено, все обвиняемые преданы суду», — информировал тогда НКО Николай Селивановский. Тогда он и в страшном сне не мог представить, что многие бандеровцы попадут под амнистию, а после 1991 года будут вышагивать на парадах в городах Украины как её «освободители».
*Признана экстремистской организацией, запрещена в России