Сеанс коллективной психотерапии
Зеленский на следующей неделе представит украинскому обществу так называемый «План стойкости», пишет Times со ссылкой на источник в Киеве. По данным издания, его задача — обнадежить украинцев, среди которых после победы Трампа нарастает «отчаяние», и убедить их, что, несмотря на перспективу прекращения американской помощи, Украина сумеет выстоять.
«Это про мобилизацию нашей экономики и общественных настроений... С учетом психо-эмоционального состояния, в котором находится страна, мы должны однозначно показать, что ... все наиболее острые проблемы, связанные с устойчивостью Украины, решаются», — объяснил советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк в беседе с изданием.
Официальная цель нового плана — поднять моральный дух — мало достижима, считает Дудчак: «Шутка, повторенная много раз, перестает быть смешной. Никого это на Украине не ободрит. Уже был план победы в октябре, который приняли, мягко говоря, прохладно, и до него еще было много других утопических „прожектов“. Вот очередную версию чуши придумали. Результат будет прежний — околонулевой».
Инстинкт самосохранения
Здесь идея в другом: речь прежде всего про личные интересы Киевской политической верхушки.
По словам Дудчака, Зеленский, [глава Офиса Президента Андрей] Ермак и их ближайшее окружение понесли серьезные потери в имиджевом плане: за долгие годы у власти они набили оскомину, а на фоне продолжающихся неудач, которые терпят ВСУ, постепенно утрачивают доверие. Под шквалом критики их популярность неуклонно снижается. Новый план — имитация бурной деятельности, попытка оправдать перед западом и собственными людьми, почему не нужно прекращать полномочия действующего президента и его команды.
Потом, Зеленский и его соратники — ставленники Великобритании, и именно директивы из Лондона для них имеют первостепенное значение. Поэтому для американцев есть смысл их поменять, подчеркивает Дудчак. С приходом 47-го президента США Дональда Трампа, ставящего национальные интересы во главу угла, в Белый дом вероятность этого вырастет еще больше. Тот факт, что Зеленский отказался предоставить информацию о коррупции семьи Байдена на Украине, тоже могут припомнить.
«Зеленский и Ермак просто пытаются выжить, — объясняет Дудчак. — Все очень банально: они знают, что им уже подготовлены замены, и видят, что их позиции слабеют. Зеленский понимает, что если перестанет быть президентом, то на него могут повесить всех собак и сделать крайним. Это, конечно, для него очень пессимистичный сценарий, и сейчас он пытается сделать все возможное, чтобы найти выход из положения».
Как всегда, без прорывов
Конкретные детали нового плана пока не известны. Times не выходит за рамки общих слов. Будут какие-то предложения касательно инвестиций в украинскую промышленность и защиты энергетической инфраструктуры от российских ударов. Обещают новые идеи по мобилизации и укреплению оборонительных возможностей ВСУ. В Киеве также хотят расширить производство оружия, чтобы снизить зависимость от западной помощи и создать какую-то динамическую систему ПВО. Один из аспектов плана будет посвящен работе с украинскими диаспорами в надежде вернуть часть из беженцев обратно в страну.
В новом плане есть также пункт, посвященный богатым природным ресурсам Украины. Зеленский хочет убедить Трампа активней участвовать в защите страны, чтобы предотвратить их попадание в руки России и ее союзников, пишет Times. Речь, в частности, идет про крупные месторождения лития, стратегически важного металла, который необходим для производства батарей и электроавтомобилей.
По мнению Дудчака, серьезно к содержанию плана относится не стоит:
«Говорить не о чем. Нет денег, продолжение американской поддержки пока что под вопросом. А все эти предложения без нее нереализуемы. Потом, большинство из них никак не изменят статус-кво на передовой. Единственное, что я тут вижу по существу, — возможность под прикрытием увеличения производства оружия завести на Украину запрещенные западные образцы и легализовать как украинские разработки. Например, дальнобойные системы, которые официально запрещено применять из-за риска решительных ответных действий России по западным странам».