Президент Турции Реджеп Эрдоган после убийства в Тегеране руководителя политбюро ХАМАС Исмаила Хании объявил в стране однодневный национальный траур.
По всем скорбеть не положено!
«Чтобы продемонстрировать нашу поддержку палестинскому делу и нашу солидарность с палестинскими братьями и сестрами после гибели Исмаила Хании, объявляю национальный траур 2 августа», — написал Эрдоган в заблокированной в России соцсети Х* 1 августа.
Менее суток спустя под удар турецких властей попал конкурент сети Илона Маска — корпорация Meta**. В Турции заблокировали запрещенную в России соцсеть Instagram**. Официальную причину блокировки власти не объясняли, но, по данным турецких СМИ, все дело в политической цензуре, которую активно продвигает компания Марка Цукерберга. Модераторы социальной сети решают, по кому скорбеть можно, а кто недостоин поминального поста.
31 июля глава отдела СМИ и коммуникаций при президенте Турции Фахреттин Алтун опубликовал в Х пост со словами скорби по убитому Хании, отметив, что Инстаграм заблокировал у него аналогичную публикацию. «Я также решительно осуждаю платформу социальных сетей Instagram, которая без каких-либо оснований запрещает людям публиковать сообщения с соболезнованиями в связи с мученичеством Хании. Это очень четкая и недвусмысленная попытка цензуры», — написал Алтун в сети Маска.
Эрдоган и ХАМАС идеологически близки
После победы ХАМАС на палестинских выборах в 2006 году турецкое правительство встретилось с лидерами движения, и с тех пор встречи эти стали регулярными. Убитый Исмаил Хания был частым гостем в Анкаре, как и один из лидеров ХАМАС Салех аль-Арури. Из-за этих визитов Турция регулярно подвергалась критике Израиля и США. В 2020 году 45-й президент США Дональд Трамп грозил Эрдогану, что связи с ХАМАС приведут к изоляции Турции. В ответ турецкий МИД напомнил Госдепу, что к власти в Газе ХАМАС пришел легитимным путем, а встречи с представителями движениями продолжились в прежнем объеме. Вот и в пятницу, 2 июля, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан специально прибыл в Катар, чтобы встретиться в Дохе с новым главой политбюро ХАМАС Халидом Машалом и сыновьями убитого Хании.
По словам Бридже, национальный траур и показательные встречи с представителями ХАМАС — важная часть стратегии Эрдогана.
«Это новое направлении политики Турции, в сторону которого Эрдоган все больше сдвигается. Конечно, из-за траура и поддержки ХАМАС у Турции будут определенные проблемы со странами Запада, которые могут быть использованы в качестве инструмента давления на Анкару. США — союзник Турции по НАТО — кроме того, и союзник Израиля. Сюда еще накладываются внутренние проблемы. Мы видим высокий уровень инфляции в стране, на прошедших выборах у партии Эрдогана был неважный результат, и ему надо справиться с этим кризисом. Его главная задача на сегодня — установить позицию своей партии, показать, что партия мощная и заслуживает доверия избирателей. Для этого он ведет максимально жесткую и внутреннюю политику, и внешнюю», — объяснил эксперт.
ХАМАС же тем временем ведет счетчик арабских стран, осудивших убийство Хании. На данный момент от соболезнований по этому поводу воздерживаются четыре страны: ОАЭ, Бахрейн, Мавритания и Марокко.
* — заблокированная в России по решению Генпрокуратуры социальная сеть
** — Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская