«Раздел Украины неизбежен». Немецкий политолог Рар раскрыл планы Запада

Александр Рар © / Владимир Трефилов / РИА Новости

В начале ноября в Германии отметят 35-ю годовщину разрушения Берлинской стены. О последствиях тех событий и «стратегической слепоте» Запада, саммите БРИКС, выборах в США и разделе Украины в интервью aif.ru рассказал немецкий политолог Александр Рар

   
   

«Терпение России лопнуло»

Виталий Цепляев, aif.ru: Александр, когда немцы разрушали Берлинскую стену, многие восприняли это как символ окончания холодной войны...

Александр Рар: Сразу вас перебью: стену разрушил Горбачев. Это он приказал советским войскам не вмешиваться во внутренний конфликт в ГДР, когда там начались протесты. Хотя эти протесты можно было легко подавить. Но Горбачев, видимо, пообещал Рейгану, что Берлинская стена как символ разделения Европы должна исчезнуть. Думаю, он и сам верил в то, что в Европе после этого воцарится «вечный мир». Хотя сегодня это кажется очень наивным.

— И такими же наивными кажутся заявления некоторых умников на Западе про «конец истории», который должен был наступить... Почему мы опять оказались в той же точке, в новой мировой холодной войне, которая рискует перерасти в горячую?

— Многие сегодня пересматривают взгляд на историю и даже говорят о том, что разрушение Берлинской стены стало не прологом к миру, а прелюдией к Третьей мировой войне. Запад тогда счел себя безоговорочным победителем, который сломал и Берлинскую стену, и ненавистную ему Ялтинскую систему, начав единолично решать судьбы мира. Вся Европа стала держаться только на двух китах — НАТО и Евросоюзе. Такие организации как ОБСЕ, где Россия имела право голоса, просто выбросили в мусорный ящик истории. Правда, поначалу и сама Россия пыталась сотрудничать с Западом, но только на равных. Пока не поняла, что ей предлагают посидеть на приставном стуле или даже в предбаннике. Запад совершил роковую ошибку, выставляя Россию проигравшей страной, требуя от русских каяться за коммунизм точно так же, как немцы каялись за нацизм. Любые попытки Москвы создавать новое интеграционное пространство на территории бывшего СССР воспринимались враждебно, как «имперские амбиции». Это непонимание, это высокомерие вылилось в постоянное унижение России. А та начала восстанавливать свою идентичность, вновь утверждаться в статусе великой державы. И когда в 2013 году Запад попытался окончательно оторвать от РФ Украину, терпение России лопнуло, началось новое большое противостояние.

«Трамп прилетит в Москву»

— Джо Байден простоял в политике даже дольше, чем Берлинская стена. Но и от него скоро останутся одни «ментальные руины», у США будет новый президент. Так ли важно, какой именно? Или что при Камале Харрис, что при Дональде Трампе ничего хорошего ждать не приходится? 

Трамп непредсказуем, в этом его опасность. Но в то же время он деловой человек, а не идеолог, у него есть план действий. Для Америки, на мой взгляд, это более подходящая фигура. И для России он тоже лучше — он испытывает к ней чувство респекта, если так можно сказать, признает за ней право быть великой державой. Плюс видит в ней союзника в возможном конфликте США с Китаем. Харрис же в политике неопытный человек, как вице-президент она мало чем запомнилась. Но в целом она, скорее всего, продолжит политику Байдена. Другой вопрос — как бы выборы в США не обернулись социальным взрывом и новой гражданской войной. И тогда мало никому не покажется.

Как бы некоторые политики в Европе ни махали кулаками, там тоже всё больше людей склоняется к дипломатическому разрешению конфликта, к прекращению санкций.
   
   

— Как смена караула в Белом доме повлияет на ход украинского конфликта? Киеву станут давать ещё больше денег и оружия или, наоборот, краник поддержки перекроют?

— Думаю, усталость от войны есть у всех, и 2025 год будет решающим. Как бы некоторые политики в Европе ни махали кулаками, там тоже всё больше людей склоняется к дипломатическому разрешению конфликта, к прекращению санкций. Те же немцы видят, что ресурсы Сибири теперь работают на Китай, а экономика Германии несет огромные убытки. В США риторика тоже меняется, и позиция Харрис выглядит уже менее жесткой, чем у Байдена. А Трамп обещает, что в случае своей победы быстро завершит конфликт. Думаю, он встретится с Путиным в нейтральной стране или даже прилетит в Москву. И предложит ему свой план.

— И что подразумевает этот план?

— Насколько я понимаю, он исходит из того, что раздел Украины в том или ином виде неизбежен. Что и Крым, и другие юго-восточные территории для Киева потеряны. Многие на Западе не смирятся с победой России и захотят дальше поддерживать Украину, хотя это становится бесперспективным. При этом Запад обдумывает, как дать Украине компенсацию. Членство в НАТО исключено, но в ЕС могут принять.

Вряд ли, конечно, уже в 2025 году будет подписан мирный договор, закрепляющий статус территорий. Скорее, конфликт будет просто заморожен, как заморозили корейский конфликт. Между КНДР и Южной Кореей уже 70 лет нет мирного договора, но там хотя бы не льется кровь. 

В восточных землях всё больше голосов получают «Альтернатива для Германии» и новая партия Сары Вагенкнехт, которые готовы взаимодействовать с партией СДПГ Шольца только в том случае, если она пойдет на переговоры с Россией.

«Между Шольцем и Зеленским пробежала черная кошка»

— Недавно канцлер ФРГ объявил о готовности к разговору с Владимиром Путиным. Немецкие СМИ написали, что Олаф Шольц собирается позвонить президенту России до саммита G20, который пройдет в ноябре в Бразилии. Это тоже признак меняющейся позиции Запада?

— Мне кажется неправильным, что до сих пор ни одна европейская страна, кроме Венгрии, не искала каналов общения с российским руководством. В этом выражается стратегическая слепота европейской внешней политики. Поэтому слова Шольца я могу только приветствовать. Если он поговорит с Путиным, это будет полезно для всех. Людей, которые хотят нормализации отношений с Россией, в Германии, пожалуй, больше, чем в других странах Европы. И я надеюсь, что Шольц делает такие заявления потому, что слышит запрос этих людей, а не просто из тактических соображений. Ведь на выборах в восточных землях всё больше голосов получают «Альтернатива для Германии» и новая партия Сары Вагенкнехт, которые готовы взаимодействовать с партией СДПГ Шольца только в том случае, если она пойдет на переговоры с Россией.

— Шольц на днях скептически отозвался о перспективе членства Украины в НАТО и подтвердил нежелание давать Киеву дальнобойные ракеты «Таурус». Понимает, к чему это может привести?

— Когда Шольц встречался с Зеленским в Берлине, было заметно, что между ними пробежала черная кошка. Киев хочет затащить НАТО в конфликт с Россией, так как другого шанса не проиграть у него нет. Шольцу же это совершенно не нужно. И он не понимает, почему некоторые страны НАТО готовы идти на поводу у Украины, да еще требуют, чтобы немцы отправились на бойню в первых рядах. Германия этого делать не будет — во всяком случае, значительная часть жителей востока страны против этого.

Запад чувствует, что почва уходит у него из-под ног, мир идет куда-то в другую сторону.

«За всем этим стоит испуг и растерянность»

— В России прошёл саммит БРИКС. И теперь, похоже, даже самые ярые противники Кремля признали провал попыток «изолировать» Россию?

— Да, саммит прошёл с таким внушительным количеством участников и с такой демонстрацией солидарности с Россией, что это очень напрягло западных политиков. Потому что страны БРИКС выступают за многополярный мир и не хотят, чтобы Запад диктовал всем свои условия. Посмотрим, конечно, какие будут практические результаты, получится ли у БРИКС создать альтернативную платежную систему. Если да, то это серьезно подорвет американскую монополию в этой сфере.

— В Казань приехали не только лидеры Китая, Индии и других крупных стран, но и генсек ООН Гутерриш, который ранее отказал Зеленскому в приезде не его «форум мира» в Швейцарии. В ООН теперь больше доверяют Москве, чем Киеву?

— Вы даже не представляете, каким нападкам в Европе подвергают Гуттериша за этот визит! Он всего лишь поехал на форум, где было представлено больше половины населения земного шара. А его поливают оскорблениями, обвиняют чуть ли не в святотатстве. Но за всем этим, на мой взгляд, стоит испуг и растерянность: Запад чувствует, что почва уходит у него из-под ног, мир идет куда-то в другую сторону. Я не исключаю, что в ответ страны Запада начнут бойкотировать работу ООН, перестанут его финансировать. Будут пытаться сохранить однополярный мир, усиливая НАТО и другие евроатлантические структуры. Но прежний миропорядок уже не вернуть.