«Поедем в Россию паранджу носить». Чем опасны мигранты из нищих регионов?

Георгий Зотов / АиФ

…На въезде в Наманган водитель такси извиняется: «Брат, я сейчас должен на 15 минут зайти в мечеть. Джума-намаз, пятничная молитва, я никак не могу это пропустить». Ильхом — бывший советский офицер, учился в Томске, и, по собственному признанию, раньше без зазрений совести пил водку и ел свинину. «Но потом понял: я жил неправильно, — произносит он. — Теперь молюсь пять раз в день, соблюдаю пост Рамадан, режу барана на Курбан-Байрам. Всё, как положено мусульманину». В новой мечети Намангана установлены кондиционеры, но большинство молящихся это не спасает от жары: яблоку упасть негде, и сотни людей преклоняют колени за стенами здания. Молятся все, включая торговцев примыкающего к мечети базара. Густонаселённая Ферганская долина — самое религиозное место Узбекистана, где даже в советское время секретари райкомов (не так чтобы открыто, но всё же) ходили в мечеть на джума-намаз. Уровень жизни в Фергане невысок, молодёжь находит утешение в исламе и… массово едет работать в Россию. Чем это может закончиться, выяснял обозреватель «АиФ».

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

 «Вот дураки и ведутся»

Я иду сквозь махаллю (жилой район) в центре Намангана и чувствую себя, как в Афганистане. Старые дома, облезшие стены, обшарпанные двери. Женщины — все в хиджабах, традиционных платьях, а кое-где (изредка) — и в накидке-никабе, полностью скрывающей лицо. По закону это запрещено, и можно налететь на штраф — но, если не попасться на глаза милиционеру, соседи не донесут. Навалом мусора, всюду кипят стихийные базары — крестьяне продают арбузы, дыни, черешню. Цены в три раза ниже, чем в Ташкенте, ибо зарплаты в Ферганской долине не лучшие — 15 000 рублей в месяц. «Отсюда принято ездить в Россию на стройки, — признаётся 58-летний инженер Нияз Нурсадыков. — В основном в Сибирь — там платят больше, хоть и условия значительно жёстче. Уроженцы Ферганы не могут получить квалифицированную работу в России, поскольку плохо знают русский язык. Они пашут по 15 часов в сутки на морозе, и, конечно, единственная их отдушина — Коран и молитвы в „подпольных“ мечетях: где непонятно какие проповедники вешают им лапшу на уши. Говорят — все твои беды из-за того, что Узбекистаном правят неверные. Вот наши дураки и ведутся — куча их сбежала в Сирию на „джихад“ и там погибла». С языком в Фергане и верно беда. «Он беш минг сум» (пятнадцать тысяч сум — Авт.): продавец на базаре Намангана озвучивает мне цену за кило черешни, не зная по-русски даже числительных. Таксисты тоже не говорят, и у работников моей гостиницы с «великим и могучим» всё плохо. Таким образом, жителям Ферганы гарантирована в России только «чёрная» работа и тяжёлый труд на холоде. Попробовать учить русский язык лучше? Но здесь это не так популярно, как молитвы.

«Неправильно молишься»

Именно в Намангане родились два главных исламских террориста Узбекистана — Тахир Юлдашев и Джумабай Ходжиев. Оба — бывшие советские солдаты, служившие в «ограниченном контингенте» СССР в Афганистане. 9 декабря 1991 года их сторонники захватили администрацию Намангана, потребовав провозгласить пятницу выходным днём, шариат (свод законов Арабского халифата VII века) — действующим законодательством, а Узбекистан — исламским государством. В Интернете есть видео, где оба боевика делают внушение тогдашнему президенту Исламу Каримову, что тот «неправильно молится». Организовав серию кровавых терактов, исламисты сбежали в Афганистан и были убиты в боях с американцами. Отныне, переслав это видео знакомым, в Узбекистане можно схлопотать тюремный срок «за распространение экстремистской пропаганды». Тем не менее никакой критики Юлдашева и Ходжиева я в Намангане не слышал. Люди либо отмалчивались, либо прямо говорили: а что такого? Мол, данные личности всего лишь хотели, чтобы народ жил по законам Аллаха, а не России или Америки. Приход же к власти «Талибана»* в Кабуле мои наманганские собеседники расценили как прелюдию к будущему установлению «исламского эмирата» в Узбекистане. «Мусульмане показали, что они могут справиться даже с Америкой! — радуется 22-летний студент, назвавший себя Абдулла. — Значит, разберутся и здесь!»

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Нас это не порадует»

В Ферганской долине живут 10 миллионов человек, и это один из самых бедных регионов Узбекистана. Экс-президент Ислам Каримов пытался исправить ситуацию с занятостью, построив там автомобильный завод. Сейчас китайцы собираются возвести в Фергане ещё два таких завода, но проблему с безработицей и достатком это явно не решит. Ведь рождаемость в долине одна из самых высоких в государстве, с 1991 года её население увеличилось в два раза. Для ферганской молодёжи после окончания школы непросто найти дома высокооплачиваемую работу, посему готовое решение — уехать в Россию, куда не нужна виза, а строителей с руками отрывают. С другой стороны, и богатые ферганцы настроены тоже отнюдь не светски. «Мне не нравится, что власти лезут в дела мусульман и указывают, как правильно верить в Аллаха, — говорит мне 50-летний бизнесмен Шахрух. — Это мои личные дела, сколько раз в день я молюсь!» У Шахруха две жены (с одной брак в ЗАГСе, другой религиозный — никах), и обе закрывают лицо. «Почему их штрафуют за то, что они верующие мусульманки и надевают одобренную исламом одежду? — возмущается Шахрух. — Я уже решил открыть бизнес в России — мои жёны полетят со мной и будут свободно носить паранджу в Москве». «Ваше решение нас не порадует», — не выдержав, сообщаю ему я. «Но вам нужны дешёвые рабочие, а их неоткуда взять, — улыбается Шахрух. — Значит, придётся учитывать, что мусульмане из нищих регионов составят большинство мигрантов. И одеваться они будут, как хотят».

Роковая колбаса

Мне рассказали историю про крупного предпринимателя из Ферганской долины. Он делал колбасу и сосиски — очень качественные. Но — из свинины. В итоге к человеку пришли «уважаемые люди» и сказали: ты живёшь неправедно. Думай о душе, о райских садах, о вере — стыдно зарабатывать свининой. Соседи перестанут с тобой здороваться, мы не подадим тебе руки. Бизнесмен заменил свиное мясо бараниной и кониной, однако выяснилось, что продукция получается не такой вкусной. И он закрыл производство. Казалось бы, XXI век на дворе, но это и есть последствия стремительной исламизации Узбекистана. Я фотографирую молитву в мечети Намангана, и люди смотрят на меня недобро — без улыбки, исподлобья. «Вас могли вообще не пустить, — информирует мой водитель. — Видимо, проглядели в толпе». По сравнению с Хивой, Бухарой, Ташкентом и Самаркандом, где толпы заграничных туристов тратят миллиарды долларов, Ферганская долина выглядит забытым в углу бедным родственником. Иностранцев нет, за осмотр достопримечательностей почти нигде не берут деньги — не догадываются. В Намангане проходит Международный фестиваль цветов, всюду висит его реклама. Но это словно две разных планеты — бедные махалли и вычурные клумбы с розами. Увы, отсюда в Россию едет работать молодёжь, считающая террористов героями. И это повод задуматься о миграционной политике России. Видимо, что-то в ней не так.          

*Организация запрещена в РФ