Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон раскрыл уникальные подробности его встречи в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. По словам западного чиновника, ему устроили жесткий прием и назвали Форин-офис рассадником геев. Об этом Джонсон рассказал в своих новых мемуарах Unleashed («Спущенный с поводка»).
Поездка состоялась в 2017 году. Джонсон тогда занимал пост министра иностранных дел. Он планировал обсудить в Москве ситуацию в Сирии, которую поддерживала Россия. «Мой визит призван показать, что нельзя просто сидеть на обочине и жаловаться друг на друга. Нужно искать и находить сферы, в которых можно усилить сотрудничество», — дипломатично объяснил тогда на совместной с Лавровым пресс-конференции Джонсон.
В мемуарах он уже более откровенно признается, что летел в Россию «без особой уверенности, что из этого выйдет что-то хорошее». Его настрой сказался и на впечатлении от встречи с коллегой.
«Высокий, курящий сигареты одну за другой, полуармянин, смуглый и со странным довольным прищуром. Лавров дольше всех занимал пост министра иностранных дел России с царских времен. И он — Громыко наших дней. Утомительное олицетворение российской внешней политики со всей ее софистикой, уклончивостью и ложью», — пишет британец.
Джонсон тем самым показал, что совсем не понимал роль в истории Андрея Громыко, который руководил МИД СССР 28 лет, готовил Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции, был у истоков создания ООН, выступал за разоружение, готовил договоры о нераспространении ядерного оружия, об ограничении стратегических вооружений, о запрете испытаний ядерного оружия. Он говорил, что его девиз: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны».
Глава МИД России, между тем, встретил британского коллегу довольно жестко (страны к тому времени уже были в конфронтации). «Я не сэр Гей. Сэры Геи — это у вас в Форин-офисе», — заявил Сергей Лавров во время приветствия и обмена рукопожатиями, видимо, давая Джонсону понять, что не потерпит подколов из-за раздельного произношения своего имени на английском языке.
Двусторонняя встреча, по оценке Джонсона, прошла «банально», а вот обед был «буквально раскаленным». Так, британца посадили за стол со стороны камина. И ему показалось, что огонь намеренно чрезмерно разожгли. «Огонь был таким жарким, что пот тек по моему лицу. Как будто он был старостой, который мучает одноклассника-педика в викторианской [религиозной] школе», — вспоминает гость.
По итогам встречи Джонсон понял, что Россия кардинально изменилась. «Фундаментальный факт был в том, что Россия стала совсем другой по сравнению с той страной, которой она была 20 лет назад. Это больше не побежденное в холодной войне государство», — резюмировал глава МИД Великобритании.
Его российский коллега, кстати, после встречи тогда подтвердил, что отношения между странами «находятся на очень низкой отметке». Причем, не по инициативе Москвы.
«Я, честно говоря, не могу вспомнить каких-то действий России, которые были бы агрессивными по отношению к Соединенному Королевству. Мы ни в чем не обвиняли Лондон. Наоборот, слышали обвинения, даже довольно оскорбительно сформулированные в наш адрес, о том, что мы поддерживаем „преступный“ режим в Сирии, что мы агрессоры, оккупанты, аннексируем чужие территории», — сказал Лавров на пресс-конференции.
Он подчеркнул, что Россия «никогда не срывалась на встречную агрессию» и надеется на нормализацию отношений. Глава МИД России, известный своим чувством юмора, тогда пошутил. «Я доверяю Бόрису настолько, что даже готов называть его Бори́сом», — добавил Лавров.
Разрушитель Стамбульских договоренностей
Борис Джонсон никогда не скрывал негативного отношения к России. Он ярко это проявил после Стамбульских переговоров, по итогам которых делегации Москвы и Киева парафировали (предварительно подписали) мирный договор в апреле 2022 года. Тогда, как рассказал недавно возглавлявший украинскую делегацию Давид Арахамия (глава президентской фракции «Слуга народа в Верховной раде), британец специально прилетел и запретил окончательно подписывать документ.
Этот факт также подтверждал президент России Владимир Путин. Но Джонсон в своей книге заверил, что все было не так. И якобы он узнал о приписываемой ему роли от туристки во время отдыха в Греции. Она спросила его, может ли он спокойно спать, зная, что сотни тысяч человек погибли по его вине.
«Это полная чушь. Украинцы никогда бы не согласились на условия Путина. Ни один украинский лидер не мог бы пойти на мирное соглашение и после этого оставаться у власти дольше пяти минут. Моей задачей было не сорвать сделку и не пустить под откос прекрасный „мирный план“ Путина. Моя работа состояла в том, чтобы заверить [нелегитимного ныне президента Украины Владимира] Зеленского в поддержке со стороны Запада», — написал британец в своих мемуарах.
В то же время он признает, что относился к идее переговоров «с глубоким подозрением». А подписание мирного договора «стало бы катастрофой для Зеленского и украинцев», а самое главное, явилось бы «плохим сигналом о слабости Запада».
Как сообщает РБК, Борис Джонсон родился в 1964 году в Нью-Йорке (США). Работал журналистом. В 2001 году избрался в палату общин Великобритании. В 2008-м году выиграл выборы мэра Лондона. В 2016-2018 годах работал главой МИД. Спустя год возглавил Консервативной партии, в 2019-2022 годах был премьер-министром Великобритании.