«Несут бедность». Как живет страна, где народ угнетают за любовь к России

Участники шествия в честь Дня Труда от центральной Площади освобождения до парка Александра Невского в Бендерах. 2024 год. © / Артем Кулекин / РИА Новости

Солнце в тарелке — мамалыга — пожалуй, самая колоритная каша в молдавской кухне, обязательное блюдо на любом застолье. Готовят ее из кукурузной муки грубого помола, обжаренной в печи — это придает особый цвет и аромат. Вкуснее всего мамалыга с тертой овечьей брынзой и жареным мясом. Так в старину ее готовили молдавские пастухи, так же едят ее и сегодня. Уважение к традициям, к своему прошлому — здесь больше, чем закон.

   
   

Историей не торгуем

Когда со стороны Кишинева — единственного международного аэропорта Молдавии — въезжаешь в приднестровские Бендеры, то тебя встречает величественная колоннада военно-исторического некрополя, увенчанная двуглавым российским орлом. На мощенной площади, посреди этого строгого великолепия, высится памятник Светлейшему князю Потемкину, с именем которого связывают приход России в эти места и наступление долгожданного мира. Чуть поодаль стоит Триумфальная арка в честь победы России над Турцией в войнах XVIII-XIX веков. Вход на мемориальный комплекс открывает Аллея генералов — в ряд, друг напротив друга, стоят 14 мраморных черных надгробий. Среди имен — генерал-майоры Тимофей Збиевский, Василий Войцицкий, Фёдор Долгово-Сабуров, Фома Лузанов, Вильгельм Лебель. За ними — кресты офицеров и солдат. Орлы империи, раздвинувшие своими штыками ее границы до Северного Причерноморья, и сегодня держат строй. Восстановлен некрополь в начале нулевых на бюджетные деньги и частные пожертвования граждан республики. Трудами приднестровских поисковиков и историков было установлено более пяти тысяч имен солдат и офицеров Российской императорской армии, захороненных на военном кладбище в Бендерах. Ухоженность и красота некрополя, трогательные лампадки и живые цветы на надгробьях рвут душу в клочья. С одной стороны, берет гордость за уважение к истории твоей страны, а с другой — глушит обида за других героев, которым «не повезло» погибнуть на земле благодарных потомков.

Фото: Открой для себя Приднестровье

«Удивительно, — не сдерживаюсь я. — Наши бывшие братья сегодня считают своим долгом плюнуть в память о русском солдате. А здесь, в маленькой, непризнанной и очень небогатой республике — такая искренняя ему благодарность…»

«А чего ж удивительного? — парирует таксист Роман. — Да поймите вы, что не торгуем мы своей историей и хорошо помним, кому обязаны жизнью. На том и держимся».

Врут, как всегда

Держаться-то они держатся, но становится все труднее. Средняя зарплата в Приднестровье — в эквиваленте 25 тыс. российских рублей. Дорогие услуги, ширпотреб и примерно московские цены на продукты — как ни парадоксально, они здесь в основном привозные. При благоприятном климате и богатой почве развивать сельское хозяйство стало невыгодно — внутренний рынок маленький и слабый, а вывезти урожай или продукцию за пределы республики практически невозможно, мешают юридическая непризнанность и конкуренция соседей.

«Когда начнется сезон, — рассказывает Валентина Паламарь, продавец овощей на Центральном тираспольском рынке, — поеду на обработку клубники в Англию. Средний заработок — в эквиваленте 140-150 тыс. российских рублей в месяц. Работа тяжелая, конечно, но за три месяца, которые я там могу пробыть (паспорт гражданина Молдавии разрешает находиться в ЕС без визы до 90 дней), я заработаю около 500 тыс. российских рублей. Деньги нужны на собственное жилье, которое сейчас стоит около 4 млн. Квартиры здесь сильно подрожали из-за украинцев, которые их скупают в Приднестровье, прячась от мобилизации».

Раньше Валентина ездила работать в Россию, но после начала СВО добираться туда стало сложно и дорого. Поэтому большинство ее коллег переквалифицировались на Европу. Взлетел в «цене» и молдавский паспорт — основания для получения гражданства страны все время ужесточаются, а на черном рынке за год цена документа с 200 долларов выросла до 900 (около 80 тыс. российских рублей).

   
   

Добавили проблем и очередные экономические санкции со стороны Молдавии, вздыхает тираспольчанка Людмила Рыбалова. Мало того, что практически с момента своего образования Приднестровье живет в режиме различных блокад, так еще и с начала года Молдавия стала взимать таможенные пошлины со всего импорта.

«А это значит, что все наши компании теперь платят двойной налог — в бюджеты Приднестровья и Молдавии — и несут многомилионные убытки, — поясняет пенсионерка. — В итоге все ложится на плечи рядовых граждан, хотя Кишинев все время заявляет, что его заботит наша судьба. Врут, как всегда. Надеются, что спровоцируют здесь социальный взрыв».

Банальные жулики

Сегодняшний режим в Молдавии — банальные жулики, которые пытаются передернуть карты чтобы выиграть осенние президентские выборы, констатирует первый министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай.

«Свой первый срок Санду полностью провалила, репутация у нее испорчена, поэтому просто “взять и выиграть” выборы невозможно, — объясняет дипломат. — Но, поскольку она устраивает американцев и румын, то они сделают все, чтобы ее “оставить”. Для этого включают “на полную” репрессии оппонентов и подвешивают “морковку” — так называемую европейскую интеграцию Молдавии».

«Все эти “переговоры о намерениях” — словесная эквилибристика, — акцентирует Лицкай. — Вон турки переговоры о вступлении в ЕС уже 60 лет ведут, и до сих пор не ясно, чем кончатся эти намерения».

Изначально такой вариант предполагался только для Украины: вы там сражайтесь с Россией, а мы — Европа — будем вести переговоры про ваше вступление в ЕС, продолжает Лицкай. Молдаване же в этом случае стали «хитрой маленькой мышкой», которая решила въехать в Евросоюз на украинском горбу. Мол, а как же мы останемся в стороне? Да, мы не воюем, но душой-то с вами! Европейцы согласились.

С объявленным референдумом тоже интересная штука вышла. По процедуре страна вступает в Евросоюз, когда ею выполнены все необходимые требования. И только потом проводится референдум, на котором народ высказывается — хочет ли он туда. Но в случае с Молдавией речь идет пока только о намерениях, и то, что собираются провести ее власти, называется обычным опросом населения: что думаете по этому поводу? Но слово «референдум» появляется сейчас не случайно — люди должны заглотить эту наживку, проголосовав сразу и за «Европу», и за Санду.

«Банальный трюк и ничего больше, теоретически так поступать нельзя, — смеется Лицкай. — Да кто ж в Кишиневе задумывается о таких тонкостях? Главное — победить, а потом — трава не расти. Поэтому там будут не выборы, а многослойная жульническая комбинация, чтобы оставить Санду в президентском кресле».

Министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики. Фото: Commons.wikimedia.org

Но и это не самое главное. В парламентской республике — а Молдавия именно такая — фигура президента одна из слабейших, по Конституции его полномочия мизерны. Поэтому практически все будет зависеть от парламентских выборов, которые пройдут в следующем году. Если партия президента получает большинство голосов, то тогда она формирует правительство и влияет на политику страны.

«В случае Санду и ее прорумынской партии “Действие и солидарность” эти шансы равны нулю, — прогнозирует Лицкай. — Уж слишком они непопулярны, ничего, кроме бедности и разочарования, не принесли. Будущий парламент Молдавии станет “лоскутным одеялом” из различных сил, которые будут грызться друг с другом. В итоге с одной стороны, как птичка на ветке остается президент без полномочий, а с другой — враждебный ему парламент».

«Полезай в погреб и не отсвечивай»

Все понимают, что единственный путь Молдавии в Евросоюз лежит через слияние с Румынией, и Запад немало сделал для этого. Помимо того, что в Кишиневе отрицают существование молдавских языка и нации — мол, население обеих стран — румыны, просто они стали разделенным народом — так еще и несколько десятков лет тысячи молдавских студентов ежегодно получают гранты на учебу в румынских вузах. Многие из них остаются в Европе и поддерживают такие устремления Молдавии.

«Но это не большая и не значимая часть населения страны, — резюмирует ветеран спецслужб, социолог Дмитрий Соин. — По проведенным замерам, около 70% населения Молдавии тяготеет к России. И это при такой мощной антироссийской информационной обработке, закрытии российских СМИ, репрессиях в отношении пророссийских политических оппонентов».

У тех, кто сегодня промывает мозги жителям Молдавии, нет в багаже ничего, кроме лжи, наглости и беспринципности, продолжает Соин. А вот у молдаван за душой — их древняя история, богатая культура и литература, которые разметают в пух и прах все разговоры об отсутствии молдавской идентичности. Такой рычаг дает возможность развернуть в свою сторону весь мир!

«Даже на могиле самого видного молдавского господаря Штефана чел Маре, жившего в XV веке, надгробная надпись была сделана на кириллице, — напоминает Соин. — То есть, уже тогда был молдавский, а не румынский язык. Румыния же, как страна, появилась на карте только в середине XIX века. Поэтому, следуя исторической правде, справедливо чтобы именно она вошла в состав Молдавии, а не наоборот, и что на самом деле нет румынского языка, а есть молдавский. Донести это нужно до каждого молдаванина».

«А если Санду все же выиграет выборы, есть вероятность что она развяжет второй фронт против России?» — спрашиваю у Валерия Лицкая.

«Сегодняшняя молдавская армия — 3-5 тыс. человек при очень слабом техническом оснащении, — отвечает он. — Ну проводит НАТО с ними какие-то учения — приехали, “наманеврировали” и уехали. Участие такой армии в войне представить сложно, как и то, что через Молдавию на Приднестровье пойдут войска НАТО. Это будет означать прямое столкновение с Россией. Ее ракеты по Кишиневу быстро и просто решат эту проблему — систем защиты здесь нет».

«И никакое НАТО не поможет, разве что озабоченность выразит, — констатирует Лицкай. — Молдаване это прекрасно понимают».

Становиться «штурмовым мясом» тоже никто не хочет: многие мужчины от потенциальной мобилизации давно уехали в Европу. Кстати, там их очень ценят за работоспособность и покладистость — таких проблем как с украинцами не возникает. Получается, что и мобилизационного резерва тоже нет.

«И самое главное — а зачем молдаванам воевать с Россией? — задается вопросом дипломат. — Что им русские плохого сделали? Ради каких-то призрачных идей лезть на них с кулаками — нет, такого здесь не будет. У молдаван есть огромный исторический опыт выживания во многих войнах, и гласит он одно: “Когда начинается большая драка, полезай в погреб и не отсвечивай”».