На Украине заявили о создании беспилотников большой дальности — свыше тысячи километров. Об этом объявил украинский министр «цифровой трансформации» Михаил Федоров. Он уточнил, что большинство используемых ВСУ БПЛА имеют радиус действия от 700 до 1000 км, и пообещал, что к концу 2024 года на линии боевого соприкосновения в зоне специальной военной операции появятся первые украинские дроны с искусственным интеллектом.
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Алексей Петрович, о каких дронах большой дальности идет речь?
Алексей Леонков: — Это беспилотники самолетного типа UJ 22 (UJ-22 Airborne — многоцелевой беспилотный ударный авиационный комплекс, который, как сообщают на Украине, был разработан компанией UKRJET). Но создали их не украинцы. Они получили западные комплектующие из которых и собрали эти БПЛА. Для того чтобы обеспечить управление таким беспилотником на большую дальность, обычная радиосвязь не подходит, поскольку имеет ограничения. В этом случае связь по схеме «оператор-беспилотник», при условии, что БПЛА летит на высоте около 10 км, возможна на удалении максимум 300 км. Для более дальних расстояний нужно использовать системы спутниковой связи и технологии в формате 5G, которые обеспечивают управление в режиме реального времени практически на неограниченном расстоянии. Один спутник «Старлинк» обеспечивает дальность в 1,4 тыс. км. Но такие спутники летают обычно группой.
Если бы Россия вела полномасштабный военный конфликт, эта спутниковая группировка прекратила бы свое существование, и полет беспилотников на дальние расстояния стал бы невозможен. Сейчас противник пользуется тем, что мы не трогаем «Старлинк», и терроризирует российское население и объекты на территории РФ на больших расстояниях.
— В том числе и в Татарстане?
— Да, атаку там осуществили БПЛА самолетного типа, по контуру напоминающие одномоторный самолет. Такие беспилотные аппараты делаются из композитных материалов, чтобы максимально облегчить их вес, и летят с небольшой скоростью — не более 150 километров в час. На них, конечно, можно воздействовать комплексами радиоэлектронной борьбы, прерывая связь между оператором и беспилотником. Но после этого БПЛА начнет планировать и может попасть куда угодно, в том числе в жилой дом.
Раньше мы могли сажать такие беспилотники с помощью комплексов РЭБ и затем изучать их устройство. Сейчас их создатели ввели новшество: как только связь между оператором и беспилотником прерывается, взрывчатое вещество на его борту взводится в боевое положение, при этом при столкновении с объектом или землей БПЛА взрывается.
— Какая территория России при попадает под удар, если Украина говорит о «дальности более тысячи километров»?
— Почти вся. Дотянулись до Елабуги и Нефтекамска, могут дотянуться и до Вологды. Операторы используют полет БПЛА на сверхмалых высотах: по кронам деревьев, складкам местности, над руслами рек. Так они пытаются избежать обнаружения радиолокационными станциями зенитно-ракетных комплексов. Каждый такой полет — это тщательная подготовка с участием спутниково-разведывательной группировки стран НАТО. Натовцы фиксируют места, где работают РЛС наших ЗРК, и прокладывают маршрут полета БПЛА в обход них, стараясь внезапно выйти на объект поражения.
— Значит, надо отключить «Старлинк», и проблема решится?
— Да, одно из решений — это блокирование работы «Старлинка» в воздушно-космическом пространстве над территорией России.