Российский предприниматель Виктор Бут, который провел 15 лет в американской тюрьме, рассказал, за что на самом деле судят Павла Дурова, существует ли дискриминация к русским в западных тюрьмах и когда может состояться новый большой обмен заключенными.
«Узнав реальный Запад, люди сразу становятся патриотами»
Корреспондент aif.ru обнаружил Виктора на книжной выставке, у стенда с литературой иранского издательства. Россиянин свободно перекидывался с продавцом шутками на фарси. За несколько минут до этого бизнесмен, выучивший 15 языков (часть — прямо в тюрьме), участвовал в презентации собственной биографии «Виктор Бут. Непокоренный». После возвращения из американского заключения и серии громких интервью Бут уже не так часто появляется на публичных мероприятиях. Месяц назад, 2 августа, он обсуждал в эфире «Первого канала» большой обмен заключенными между Западом, Россией и Белоруссией. Тогда предприниматель предположил, что в США и союзным Америке странах может начаться «охота за россиянами» в целях повышения обменного фонда.
Уже через несколько недель во Франции был арестован и выпущен под залог на время следствия основатель Telegram Павел Дуров.
«Стало ли задержание Павла Дурова следствием охоты на россиян? Сложно сказать. Все-таки Дуров — не очень простой человек. Дело ещё и в том, что он возглавлял независимый мессенджер. Для Запада это последний бастион, который они не контролируют в этой сфере. Поэтому они предпримут всё, чтобы поставить Telegram под свой контроль. Надеемся, что Павел Дуров всё-таки не сдастся и Telegram останется независимым мессенджером, которым пользуется большинство стран, будем так говорить, глобального сопротивления», — сказал в комментарии aif.ru Виктор Бут, который в ходе своего дела принципиально не шел на сделки со следствием.
По словам предпринимателя, сейчас не самый лучший момент для талантливых россиян, желающих интегрироваться на Западе.
«Надо набить тем россиянам шишки, понять, что такое Запад. И тогда уже на собственной шкуре, испытав и поняв, что это такое, они станут настоящими патриотами России и вернутся на родину с раскаянием».
Говоря об актуальной повестке, Виктор Бут признался, что его беспокоит нарастание военной эскалации с использованием ядерной темы.
«То, что происходит на Украине, — это, прежде всего, война объединенного Запада против России. В этой мясорубке их задача — как можно больше русских людей уничтожить. Я считаю, что противник, к сожалению, может пойти на провокацию и попытаться ударить по Курской АЭС или Запорожской АЭС тем оружием, которое передаст Запад».
«Результат большого обмена — 2:0 в нашу пользу»
Виктор Бут, который и сам освободился из американской тюрьмы в результате обмена на баскетболистку Бритни Грайнер, признался, что с большим интересом следил за историей возвращения Вадима Красикова, Романа Селезнева, семьи Дульцевых и других россиян. По его словам, Россия провела этот процесс с большей выгодой. Администрация США, в свою очередь, держала в голове предстоящие президентские выборы.
«Действительно исторический обмен. Наши спецслужбы и представители мира смогли, в общем-то, провести очень красивую операцию. Было как минимум 2:0 в нашу сторону. Будет ли нечто подобное в ближайшее время? Все зависит от ситуации в Вашингтоне. Как правило, это происходит тогда, когда им нужно вытащить очередной козырь из рукава, а других козырей нет. Тогда они звонят в Москву и просят договориться о вот таком обмене, чтобы как-то поддержать свою репутацию во внутренней политике».
Виктор Бут отметил, что в тюрьмах США и западных стран по-прежнему остаются россияне, которым не удалось стать частью обменного процесса. В том числе IT-специалист Александр Винник, которого обвиняют в отмывании денег.
«Всем тем, кто там остается, и Александру Виннику в том числе, можно пожелать только верить и держаться. Россия своих не бросает. Рано или поздно они вернутся на родину. Ребята, держитесь, не теряйте надежду», — сказал Виктор Бут.
Вспоминая свой опыт, предприниматель отметил, что в американских тюрьмах ощущается дискриминация к русским.
«Дискриминация есть. Она сильно чувствуется. С администрацией можно выстроить нормальные, правильные отношения. Но некоторые указания всегда спускались им сверху», — ответил Бут.