«Кракен» бьет своих под Харьковом. Нацисты обнаружились за позициями ВСУ

Боевики ВСУ © / UKRAINIAN ARMED FORCES / Reuters

Националистический батальон «Кракен», который как отдельное разведывательное подразделение входит в состав украинского ГУР (Главное управление разведки), опять проявился на Харьковском направлении. 

   
   

Предыдущее их появление здесь обернулось для них пленением порядка 60 боевиков. Сейчас «Кракен» действует здесь в привычном для себя качестве заградительных отрядов и стреляет по своим.

Нацисты не спешат геройствовать

Появление «Кракена» под Харьковом, действительно, отметилось сдавшимися в плен националистами, о чем рассказали в Минобороны РФ. Их численность поначалу не озвучивалась, но стало известно, что было пленено более 60 «кракенцев» и ещё некоторое количество боевиков из так называемого «Братства». Это были не полудохлые мобилизованные, которых ТЦК наловили по городам и селам, а вполне себе подготовленные бойцы, прошедшие обучение с иностранными инструкторами. Плюс — с очень приличным вооружением, в основном западного производства.

Впрочем, «Кракен» не спешит и сейчас геройствовать на Харьковском направлении, в бой не рвётся и сидит в тылу, присматривая за подразделениями ВСУ, постреливая по тем, кто пытается отступать. Как рассказал попавший в плен военнослужащий 415-го отдельного стрелкового батальона ВСУ (это подразделение сформировано в основном из жителей Запорожской области) Кирилл Доценко, «Кракен» не приходит на помощь мобилизованным.

Сам Доценко был направлен в 415-й батальон в рамках мобилизации и поначалу находился в тыловых районах, нес службу на блокпостах. Во второй половине 2023 года его батальон прикомандировали к 125-й бригаде теробороны (Львовского формирования), которая ранее не воевала, и объявили штурмовыми группами.

«Им дали участок Красное — Глубокое — Стрелечье. Они должны были держать оборону до момента, если начнется наступление. Потом должны были отойти на второй рубеж обороны и перегруппироваться. Но когда началось наступление, никто никого не перекинул обратно, никто не подъехал. К вечеру “залетели” две БМП “Брэдли”, это был “Кракен”, вытянули только своих и откатились», — рассказал плененный Доценко.

В плен украинский военный попал, получив ранение, и несколько дней провалялся в яме, которую использовали для пищевых отходов. Потом выбрался и был замечен российскими военными из группировки «Север». В плену, как отмечает Кирилл, нормальное отношение — кормят, сон нормальный, с кроватями и одеялами, и даже баня раз в неделю.

   
   

«Кракен» — это миф

Подразделение «Кракен», сформированное из ветеранов «Азова»*, который сейчас получает от США запрещенное оружие, ничем особым себя в ходе СВО не зарекомендовало. Им приписывают захват Балаклеи и левобережной части Купянска, откуда российская армия отошла без боя по тактическим соображениям того времени. «Кракен» туда «ворвался» одним из первых и принялся «зачищать» местное население, выискивая тех, кто был пророссийски настроен. Действовали как фашистское гестапо — в боях не участвовали, а вот в пытках и допросах были большие мастера.

В какую сторону повернуть штыки

«В составе ВСУ есть реальные боевые подразделения, у которых ещё осталась закалка советских времен, но националистические группировки, типа того же “Кракена”, это сборище крикунов, не представляющих, что такое реальный бой, — рассказал aif.ru военный эксперт Борис Джерелиевский. — В общем бардаке украинской обороны есть ударные и так называемые “элитные” подразделения из состава националистических формирований. Тот же “Кракен”, “Сонечко” и прочее отребье. 

При всём гоноре и “понтах” это легковооруженные подразделения, у которых нет серьёзной поддержки, хотя бы артиллерией. Тот же “Кракен” выскочил в лихой кавалерийской атаке посреди чистого поля и захлебнулся в крови. Потому и сдались, осознав, что с “шашками на танки” не пойдёшь. Боевой пыл быстро закончился. И это сейчас основная проблема ВСУ, которая нам, естественно, только на руку».

Сейчас «Кракен», не добившись никаких знаковых успехов на поле боя, поставлен на второй линии заграждения. Их цель — не дать подразделениям ВСУ сбежать с занимаемых позиций. Украинская армия оказалась между двух огней — с одной стороны наступающей российской армии, а с тыла это выстрелы националистов. Тут поневоле подумаешь, в какую сторону повернуть штыки.