Конфликт между Израилем и Ираном, в который вмешались США, может так же стремительно и неожиданно завершиться. По крайней мере о том, что стороны достигли договоренности о перемирии, заявил президент США Дональд Трамп. США конфликт действительно не нужен, поскольку он порождает большое количество рисков для администрации Трампа. Вот только Израиль и Иран не могут остановиться.
МИР для ПОБЕДИТЕЛЯ
«Израиль и Иран пришли ко мне почти одновременно и сказали: „МИР!“ Я знал, что время пришло сейчас. Мир и Ближний Восток — настоящие ПОБЕДИТЕЛИ! Обе страны увидят огромную ЛЮБОВЬ, МИР и ПРОЦВЕТАНИЕ в своем будущем. Им так много можно получить, и все же так много потерять, если они сходят с пути ПРАВЕДНОСТИ и ИСТИНЫ. Будущее Израиля и Ирана неограниченно и наполнено большими ПЕРСПЕКТИВАМИ. ДА БЛАГОСЛАВИТ ВАС ОБОИХ БОГ!» — Трамп объявил о перемирии на Ближнем Востоке в свойственной ему манере. Большими буквами, через восклицательные знаки, подавая все это как свою очередную победу. И неважно, что Иран вместе с Израилем продолжают наносить друг по другу удары.
То, что американской администрации большая война на Ближнем Востоке была не нужна, говорили многие наблюдатели. И дело не только в том, что США вынуждены отрывать свои ресурсы на Ближний Восток вместо того, чтобы концентрировать их на более важных направлениях. И не в том, что конфликт может привести к стремительному скачку цен на нефть. Эта война порождает разногласия прямо внутри команды президента США.
Ссоры в Белом доме
Многие из них открыто протестовали против того, чтобы США влезали в конфликт. Глава объединенного комитета разведки Тулси Габбард, в прошлом одна из вернейших сторонниц Трампа, прямо заявила, что американская атака на Иран не имеет смысла, потому что американская разведка не подтверждает, что иранские ученые близки к созданию ядерной бомбы. Спор между ней и президентом вылился в открытую плоскость, после чего Трамп довольно жестко заявил, что его не интересует мнение Габбард, и перестал звать ее на важные совещания по иранской теме.
Громогласно агитировал против вмешательства в конфликт рупор республиканской партии Такер Карлсон, который много сделал для того, чтобы Трамп был избран на второй срок. Среди прочего он устроил мемное интервью со сторонником войны сенатором Тедом Крузом. В этом интервью Карлсон буквально разнес своего оппонента, который ничего не знал об Иране, но был свято уверен в том, что Америка должна воевать просто потому, что «Библия прямо наказывает нам поддерживать Израиль».
— И Господь в Бытии говорит об Израиле в его нынешних границах, с его нынешним правительством? О государстве, которое носит сейчас название Израиля? — уточнял у Круза Карлсон.
— Он говорит о народе Израиля. О народе! — отвечал ему Круз.
— Израиль, о котором говорит Господь, и эта страна, которой руководит Биньямин Нетаньяху, — это одно и то же?
— Да, да!
После этого разноса Трамп назвал своего верного сторонника Карлсона «свихнувшимся».
Судя по тому, что писала американская пресса, против операции был и ближайший соратник Трампа и его правая рука вице-президент Джей Ди Вэнс. Он, правда, Трампа публично поддержал, видимо, понимая, что открытые пререкания с президентом лишь навредят. Но именно Вэнс летал на Аравийский полуостров для экстренных переговоров с иранцами, а также развил кипучую деятельность в администрации, пытаясь уговорить Трампа не влезать в конфликт.
Если бы США увязли в конфликте, это могло бы привести к дальнейшему расколу ядра сторонников Трампа и крупным внутриполитическим проблемам для него, говорит Федор Лукьянов. Ведь демократы уже заявили, что президент США не мог принимать решение об ударе по Ирану без согласия Конгресса.
Надолго ли мир?
И вот США, кажется, самоустраняются от конфликта. Израиль и Иран, по версии Трампа, начинают переговоры, хотя даже после объявленного им срока стороны обстреливали друг друга ракетами. Президент США этим временем писал в соцсетях о «МИРЕ» и «ЛЮБВИ», а также благодарил обе стороны за «СТОЙКОСТЬ, МУЖЕСТВО и ИНТЕЛЛЕКТ».
«Честно говоря, какой-то сюр. Постирония», — говорит Федор Лукьянов.
Почему трамписты резко свернули на дорожку к миру сразу после бомбардировок ядреных объектов Ирана, понятно. «Они очень боятся увязнуть, это подрывает всю их политическую опору и линию. И материально, и идеологически, — отмечает эксперт. — Другой вопрос — что теперь? Из победных реляций Трампа вроде бы следует, что вопрос решён. Стало быть, сделка, которой он ультимативно требовал, уже не нужна? А как теперь установить, что вообще происходит на иранских ядерных объектах? Да и новая политическая конфигурация непонятна, на первый взгляд, ничего не изменилось. И хватит ли этого кровавого представления, чтобы продвинуть идеи Трампа по переустройству Ближнего Востока?»
Иными словами, вопросов тьма. И это не считая того, что ракеты продолжают летать между Израилем и Ираном.