Заседание Совета безопасности РФ 22 июня продемонстрировало погруженность президента РФ Владимира Путина во все нюансы спецоперации на Украине. Глава государства с одной стороны дал понять, что получает информацию из максимального количества источников и держит ситуацию под личным контролем, с другой — предостерег от неуместной эйфории, объяснили aif.ru эксперты.
Заседание Совбеза было посвящено, как выразился глава государства, основным партнерам России — ОДКБ и ЕАЭС. «Но прежде всего мне хотелось бы начать с вопросов актуальной повестки — с самых важных на сегодняшний день, с ситуации в зоне проведения специальной военной операции. Сергей Кужугетович [Шойгу], как ситуация в зоне боевых действий?» — неожиданно спросил Путин.
Министр обороны РФ доложил, что за 16 суток с начала украинского наступления (с 4 июня) «противник снизил активность» и занимается «перегруппировкой и перекомплектованием войск», собирает из разрозненных частей батальонов силы, которые могли бы далее вести наступление.
«Это на одном направлении. На других направлениях силы для ведения наступления у противника есть, несмотря на большое количество потерь. Идет подготовка к наступлению. С нашей стороны в том числе», — добавил он.
Президент обратился к секретарю Совбеза Николаю Патрушеву за статистикой. Тот рассказал, что с 4 по 21 июня российские войска уничтожили 246 танков (в том числе 13 западных), 595 броневиков (59), 279 артиллерийских орудий и минометов (48), 42 ракетные системы залпового огня (РСЗО), два зенитных ракетных комплекса, 10 тактических истребителей, четыре вертолета, 264 беспилотника и 424 автомобиля. ВСУ потеряли также более 13 тысяч солдат.
После этого глава государства вновь вернулся к Шойгу, попросив раскрыть, как Минобороны оценивает угрозы от поставки западной военной техники на Украину. По информации министра, в этом году планируется передать ВСУ 250 танков (в том числе 120 «Леопардов», 31 «Абрамс» и «остатки со всего мира» — 95 танков Т-72). Также на Украине ждут 983 броневика (740 — западных). Еще предполагается поставить 273 артиллерийские системы калибра 155 миллиметров.
«Фактически все, что было наработано СССР в странах бывшего соцлагеря, практически исчерпано. Количество, которое будет поставлено в 2023 году и уже поставлено, существенным образом на ход боевых действий не повлияет. А если добавить к этому, что основная часть бронетехники, боевых бронированных машин — это прошлое, а где-то и позапрошлое поколение, — мы не видим каких-либо угроз», — заверил Шойгу.
Глава Минобороны рассказал, что сейчас активно формируются резервы. Так, набрано 114 тысяч контрактников и 52 тысячи добровольцев. Последние проходят подготовку с инструкторами, имеющими боевой опыт. «Помимо этого, к концу июня завершим формирование резервной армии и армейского корпуса. Для них поставлено 3 786 единиц техники. В сутки у нас поступают на контракт 1336 человек и 112 единиц техники», — добавил министр.
«Сергей Кужугетович, а из той техники, которая, начиная с 4 июня, была уничтожена и о которой сейчас Николай Платонович сказал, в процентном отношении сколько западной техники? Примерно?» — спросил Путин.
«Уничтоженной? Из 246 танков 13 — это западная техника. При этом был поставлен 81 танк западного производства. Уничтожено 59 западных бронированных машин, в том числе 18 — „Бредли“, а всего поставлено 109 „Бредли“. Из 48 орудий артиллерии уничтоженных 30% — западной», — подсчитал Шойгу.
Подводя итог докладам, президент сделал вывод, что «технику можно поставить и дополнительно, а мобилизационный резерв безграничным не является». «И, похоже, западные союзники Украины действительно решили воевать с Россией до последнего украинца. Вместе с тем нужно исходить из того, что наступательный потенциал противника не исчерпан, ряд стратегических резервов пока не задействован, и прошу иметь это в виду при построении боевой работы. Исходить нужно из реалий», — поставил задачу верховный главнокомандующий.