Служить премьером. Какую оценку можно поставить Мишустину за год работы

Михаил Мишустин. © / Дмитрий Астахов / РИА Новости

Год назад, в январе 2020-го, Михаил Мишустин возглавил новое правительство.

   
   

На первом же заседании кабинета министров 21 января Мишустин заявил: главное — «устойчивая макроэкономическая ситуация» и необходимость сделать так, чтобы «люди почувствовали изменения в своей жизни» на базе роста экономики, о чём говорил Владимир Путин в президентском послании. Правда, министрам достаточно быстро пришлось уточнять задачи и менять приоритеты — коррективы в их работу и нашу жизнь внесла пандемия.

«Один минус — жмёт руки»

За год Мишустин заменил 6 министров, начал административную реформу. «Если раньше, допустим, в год принималось 200 решений, то теперь — 5 тыс. Вы представляете, какой рывок!» — говорит лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он обращает внимание на финансовую помощь, которую от правительства получили граждане и предприятия (1,5 трлн руб. первым и 3 трлн вторым). У премьера Жириновский нашёл только один «недостаток»: «Он объехал лично 15 регионов страны. Другие премьеры это делали за 3 года, за 5 лет. Единственный минус у него — жмёт руки. Вот от этой привычки нужно избавиться. И ходить в маске».
Нажмите для увеличения

В Госдуме представители разных фракций в целом благосклонно относятся к Мишустину. Говорят, что «укрепился диалог между ветвями власти», в котором участвует и оппозиция. Это важно, поскольку Дума получила право утверждать кандидатуру премьера и состав кабмина, а Совфед теперь согласовывает министров-силовиков. В СФ также считают, что правительству Мишустина удалось «держать руку на пульсе». Особенно сенаторы отмечают внимание премьера к проблемам регионов.

«Буквально с первых дней, как правительство Мишустина приступило к работе, наступила пандемия и было необходимо оперативно принимать те решения, которые позволили бы поддержать граждан и не допустить резкого спада в экономике, — подчёркивает лидер фракции „ЕР“ в ГД Сергей Неверов. — Мне кажется, правительство с этим справилось. Да, мы имеем спад, но он не такой, как в других странах».

Коронавирус действительно внёс серьезные коррективы. Кабинет Мишустина разработал комплекс мер по поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики: транспорт, туризм, розничная торговля, сфера услуг и общественное питание. На их спасение было выделено 3 трлн, при этом бюджеты регионов дополнительно получили 300 млрд. На помощь гражданам в прошлом году дополнительно направили 600 млрд. В основном деньги пошли на выплаты семьям с детьми.

«Если отвлечься от пандемии, то этот год стал годом нового прочтения (или даже открытия) цифровизации. Мы наконец поняли, что цифровизация — это не отрасль, а стержень повышения эффективности экономических и социальных институтов, — говорит ректор РАНХиГС Владимир Мау. — Сейчас стоит задача трансформации государства в сервисную структуру. Через „цифру“ правительство делает то, что в своё время действующий премьер сделал с налоговой службой, когда ею руководил. То есть трансформировал её в набор сервисных функций. Особенно важно, что цифровизация повышает эффективность не только госуправления, но и отраслей человеческого капитала — образования, здравоохранения, социальной сферы».    
   

Ещё одно важное достижение Мишустина — долгожданный старт проекта Северного морского пути. Эта магистраль имеет стратегическое значение для российской экономики. И именно при новом премьере проект обрёл внятные очертания — так, в декабре был подготовлен прогноз грузопотока по Севморпути.

Об итогах поговорим через год

В такой напряжённый год, конечно, сложно было работать совсем без шероховатостей. Один из промахов отметил президент на совещании 9 декабря, потребовав за неделю остановить рост цен на продукты. По его словам, подорожание было вызвано экономическими причинами и не имело отношения к пандемии. Президент раскритиковал министра экономразвития за «эксперименты» с ценами на базовые продукты питания. Указал он и на проблемы с лекарственным обеспечением, когда в октябре-ноябре из аптек исчезли антибиотики, противовирусные и антидепрессанты.

Как считает политолог Алексей Мухин, это нормальная ситуация — было бы наивно полагать, что в такой сложный период обойдётся вообще без проблем: «Например, очень сложная ситуация сложилась в сфере образования, здравоохранения. Были проблемы с невыплатой медикам положенных им средств. Однако, к счастью, с этим удалось разобраться».

Эксперты отмечают, что об итогах работы премьера правильнее будет судить через год — в январе 2022 г. Из-за коронавируса правительство было вынуждено отложить выполнение задач по реализации нацпроектов — ещё в июле было принято решение продлить сроки достижения национальных целей до 2030 г. Однако уже к марту этого года кабмин намерен завершить корректировку госпрограмм в соответствии с обновлёнными целями развития и нацпроектами.

«В целом Мишустину за этот год можно поставить крепкую четвёрку, — считает 1-й зампред Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. — Он выглядит человеком, заслуженно занимающим своё место. Технократичность Михаила Владимировича востребована именно сейчас, когда, с одной стороны, мы оптимизируем затраты, а с другой — делаем смелые шаги вперёд по тем направлениям, по которым нужно быстро двигаться. И этот симбиоз экономности, эффективности и желания брать на себя ответственность за смелые решения — основной плюс его команды».

Действовать на опережение

Решающее значение для качества государства сегодня имеет способность обеспечивать рост экономики и социальное развитие в резко меняющихся условиях.

Дмитрий Бадовский, глава Института социально-экономических и политических исследований:

Смена правительства в канун превращения локальной эпидемии тогда ещё неизвестного вируса в глобальную пандемию стала проявлением той стратегической линии действий государства, которую президент Путин потом в течение всего прошлого года неоднократно и настойчиво обозначал одной формулой: «действовать на опережение». Ровно эти же подходы составили ядро и российской антикризисной стратегии в условиях пандемии, последовательная реализация которой позволила нам избежать многих потерь и в целом минимизировать неизбежные негативные последствия «глобального коронавируса». Российская система здравоохранения показала себя более эффективной, чем во многих странах мира, включая наиболее экономически развитые. Очевидно, что и дальше — год спустя и на годы вперёд — изначальные приоритеты правительства Мишустина лишь усилили свою актуальность. Они стоят в топе не только российской, но и глобальной социально-экономической и политической повестки. А тот факт, что нынешний кабмин изначально выступал и формировался как «правительство с программой на опережение», лишь подчёркивает важный смысл выбора президентом Путиным фигуры Михаила Мишустина в качестве премьера.