Последние скандальные события, связанные с депутатами разных уровней от партии КПРФ, в очередной раз актуализировали вопрос о кадровом кризисе в ней. По мнению некоторых аналитиков, не исключено, что кадровые трудности КПРФ связаны не только с внутренними проблемами партии, но и в целом с кризисом левой повестки в стране и мире.
Обсудить эту проблематику на медиаплощадке агентства РИА Новости сегодня в ходе круглого стола «КПРФ-2021: кадровый и идейный кризис» ведущим российским экспертам в области внутренней и мировой политики предложил Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ).
Жизнь в иной реальности
Год или даже полтора находится в кризисном положении главная оппозиционная партия, как отметил модератор беседы, директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин. И последнее время её сопровождает целая череда скандалов. «И это тенденция, — считает Данилин, — которая показывает, что внутри КПРФ не всё ладно. Недавно секретарь ЦК партии Сергей Обухов даже объявил „шорт-лист“ кандидатов на президентские выборы, что говорит о том, что внутри партии идёт поиск хоть каких-то лиц, которых можно представить обществу».
Популистами назвал коммунистов политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов, имея в виду использование ими тем, которые, по его словам, «не имеют практического решения, но неплохо заходят публике»: это и монетизация льгот, и отмена пенсионной реформы, а также критика и отрицание пандемии коронавируса вплоть до маргинальных позиций с привлечением конспирологов и антиваксеров. И всё это для того, чтобы привлечь электорат, к которому КПРФ раньше не имела отношения.
Всем этим, по словам Асафова, партия создала идеологическую действительность, которая не пересекается с реальностью. «Я думаю, — сказал, политолог, — что сама эта логика и привела коммунистов, создающих свою собственную информационную реальность, в ловушку. И уверен, что они продолжат искать новый электорат, в том числе среди маргинального поля». Всё это Асафов назвал идеологическим и кадровым кризисом.
А левые ли они?
Руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов не считает, что левая международная повестка находится в каком-то кризисе или непоследовательна. «Ни к левой идеологии, — сказал он, — ни к коммунизму КПРФ отношения не имеет. И если бы любой депутат любого европейского парламента от левой партии оказался бы в ситуации с охотой, как Рашкин, то однопартийцы закончили бы с ним за 10 минут».
По словам Кузнецова, нынешняя КПРФ не столько левая, сколько правоконсервативная партия. «Они не столько близки к лейбористам и к континентальным левым европейцам, — сказал эксперт, — сколько к республиканцам в США и консерваторам в Великобритании. И коммунистами они называются по большому счёту по ошибке. А левое лидерство, скорее всего, в России заберёт кто-нибудь другой».
«Года с 1996, — добавил директор Института новейших государств Алексей Мартынов, — коммунисты отказались от борьбы, партия приняла на себя комфортную роль некой условной оппозиции, которая кормится из того же корыта, периодически нечто из себя изображая. КПРФ деградирует с каждой каденцией за счёт инерционной позиции, забыв обо всех идеях марксизма и идеях по-настоящему левых».
Машиной по производству фейков назвала КПРФ в ходе круглого стола политолог Анна Фёдорова. По её мнению, не пристало политикам в кризисные времена, когда, согласно закону функционирования общественного сознания, обычные люди подвержены страхам и пытаются нарисовать в своём воображении страшные истории, опираться на нечто иррациональное и архаическое типа рассказов о чипировании, смерти от вакцин и т. п. «С политиков, в особенности с представителей авторитетных старых партий, — сказала эксперт, — спрос другой: их дело — людей успокоить, образумить, переубедить, личным примером показать, что вакцинация — это правильно и не страшно».