Русофобия вместо патриотизма. Почему нет достойных произведений о героях?

© / Виктор Антонюк / РИА Новости

Мир вокруг нас стремительно меняется, вне зависимости от того, нравится нам это или нет. В уютную для кого-то атмосферу спокойствия и равновесия вернуться уже не получится. Какой же станет новая реальность, решается прямо сейчас.

   
   

«Думаю, что и песни надо слагать, и стихи писать»

На пресс-конференции по итогам Каспийского форума президент РФ Владимир Путин назвал хорошей идею создания песен и фильмов об участниках специальной военной операции.

«Это хорошие идеи. Ребята, которые там выполняют боевые задачи, воюют, подвергают свою жизнь опасности, некоторые уходят из жизни вообще, жертвуют собой для достижения тех целей, ради которых они выполняют задачи в рамках военной операции. Они защищают людей, которые живут в Донбассе, они защищают интересы России, обеспечивая безопасность нашей страны, — приводит слова президента РИА Новости. — Я думаю, что и песни надо слагать, и стихи писать, и памятники им ставить. Они — герои».

Проблема заключается в том, что процесс этот в нормально развивающемся обществе должен бы начаться сам по себе, без директивы сверху. Так, как это было в годы Великой Отечественной войны.

Как это работало 80 лет назад

«Священная война и «Марш защитников Москвы» создавались не по личному указанию товарища Сталина, а по инициативе деятелей культуры. Лучшие писатели и поэты страны превращались в фронтовых корреспондентов, между репортажами с передовой создавая строки, которые на десятилетия вперед отдавались эхом в сердцах.

В июле 1942 года, когда гитлеровцы рвались к Сталинграду, Константин Симонов отчеканил оттуда, с фронта, полные ярости слова:

   
   

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.

Стихотворение не только вышло в центральных газетах — его распространяли на листовках, зачитывали по радио. Никакой рефлексии на тему недостаточного гуманизма не было и в помине.

Военный корреспондент Аким Апачев, накануне приехавший из зоны специальной военной операции, признался, что в Москве вообще не ощутил атмосферы поддержки солдат и офицеров. Особенно в сравнении с городами не только Донбасса, но и южных районов России.

Безусловно, в столице появляется сейчас немало наглядной агитации, поэтому мнение Акима можно считать субъективным. Но тот факт, что президенту приходится высказывать свое мнение о необходимости песен и фильмов о героях, свидетельствует о том, что с этим направлением культуры у нас не все ладно.

Казус Хаматовой

Пребывающая ныне в Латвии актриса Чулпан Хаматова накануне в очередной раз решила высказаться о российской армии.

«Я уверена, что русские солдаты, которые бывали в театре, как-то по-другому ведут себя в Украине. Не знаю, стреляют мимо, сдаются в плен — у меня нет сомнений в том, что есть такие люди», — заявила артистка.

То есть, с точки зрения госпожи Хаматовой, российский театр воспитывает трусов, коллаборационистов, изменников Родины. Собственно, то, что сделала после начала специальной военной операции госпожа Хаматова, это только подтверждает.

При этом Чулпан Наилевна — народная артистка России, лауреат двух Государственных премий, участница церемонии открытия Олимпиады-2014 в Сочи. А реклама проектов с ее участием в последние годы шла по всем федеральным каналам. В частности, сериала «Зулейха открывает глаза», где Хаматова сыграла главную роль — соответствие этого проекта реальной истории подробно разбирали многие, в том числе aif.ru.

«Мне абсолютно не жалко русских солдат»

А в театре громкой премьерой в 2020 году стал спектакль «Горбачев», в котором Хаматова сыграла Раису Максимовну. Постановщиком этого произведения, чрезвычайно комплиментарного первому и последнему президенту СССР, является латвийский режиссер Алвис Херманис. Который в свежем интервью латвийским СМИ сказал следующее: «А мне абсолютно не жалко русских солдат... Даже наши актрисы пошли в ополчение учиться стрелять из автомата. Если сунутся к нам — будем убивать. Я ставил спектакль в Израиле, и это удивительное ощущение в кафе — сидят молодые люди, хипстеры, одеты по-хипстерски, разговаривают про что-то модное, про компьютерные игры... Но все они прошли армию и обучены убивать врага».

Половину бюджета Театра Наций, в котором господин Херманис творил своего «Горбачева», составляют государственные вливания. Речь идет о сотнях миллионов рублей в год.

«Персонажи классика стали правительственными чиновниками, олигархами, представителями поп-культуры»

А теперь просто загляните в репертуар и попробуйте найти там хоть одну постановку, которую можно было бы отнести к воспеванию героев Отечества — даже не сегодняшних, а хоть каких-нибудь. Зато там есть спектакль «На всякого мудреца» с подзаголовком «Все, что осталось от Островского после встречи с Богомоловым». Да, как вы можете догадаться, постановщик Константин Богомолов. Из описания проекта на сайте Театра Наций: «Персонажи классика стали правительственными чиновниками, олигархами, представителями современной поп-культуры. Режиссер погружает зрителя в мир столичной богемы, ее спален, офисов, ресторанов, показывая, насколько нелепо выглядят эти люди в стремлении казаться тонкими и осведомленными, рассуждая об искусстве и вечных ценностях».

Это не критика конкретного театра, а просто пример сложившейся ситуации. Государство увеличивает финансирование, вкладывая миллиарды, но не получает ничего, что соответствовало бы реализации стоящих перед ним задач.

«Гоголь»-моголь

В 2012 году классический Московский драматический театр имени Гоголя расформировали, отдав под «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова. При этом закрыли глаза на протесты труппы театра, ибо считалось, что дать дорогу новаторству Серебренникова важнее.

Чем закончилось это «новаторство», было описано в материалах уголовного дела. А уже без Серебренникова в 2022 году «Гоголь-центр» преподнес зрителям премьеру проекта «Берегите ваши лица» на основе жизни первой советской «дрэг-квин» Владислава Мамышева-Монро с Гитлером и гробами на сцене.

Предатели и алкоголики: на какое патриотическое кино уходят миллионы?

С кино ситуация не лучше. С одной стороны, там действительно создаются фильмы на патриотическую тематику, однако они зачастую не в состоянии окупить собственный бюджет. И с этим еще можно было бы смириться, но исполнение заставляет хвататься за голову. О жизни Зои Космодемьянской написано немало книг, в том числе и воспоминания ее матери, где полностью разобран путь девушки к подвигу и мотивация поступков. Но авторы ленты «Зоя» сводят все к «булочке и трамвайчику». После чего подрастающее поколение вообще перестает понимать, почему эта девушка должна быть примером.

На фильм «Девятаев» Тимур Бекмамбетов потратил 625 миллионов рублей, которых сборы (при максимально назойливой PR-кампании) даже не покрыли, не говоря уж о прибыли. Герой Советского Союза у режиссера оказался намертво привязан к предателю-коллаборационисту, служащему немцам и убивающему советских солдат. Это никакого отношения ко взглядам реального Михаила Девятаева не имеет, зато полностью соответствует мировоззрению самого Бекмамбетова, с началом СВО рванувшего в Израиль.

В фильме «Т-34» немецкий концлагерь похож на курорт, а главный герой пожимает руку «благородному» нацисту.

Лента «На Париж...» об офицерах-победителях — это вообще история про длительную пьянку с посещением публичного дома.

Требуется комиссар

И так раз за разом, и так год за годом. За счет государства у нас стабильно кормятся либо откровенные бездарности, либо люди небесталанные, но испытывающие стойкое отвращение к России, к ее истории и народу. И вот эти творцы за счет своих связей получают не только дотации, но и государственные премии и награды.

Кстати, помимо убежавшей Хаматовой, у нас немало таких, кто рассчитывает пересидеть острую фазу, чтобы потом снова вернуться к осваиванию государственных средств. И вместо кино о героях сражений за Донбасс мы опять получим либо откровенно слабые поделки, либо нечто просто враждебное.