Регион развития. Замминистра — об экономике Дальнего Востока

Эльвира Нургалиева. © / Сергей Кулаков / Фотобанк Росконгресс

В рамках проведения Восточного экономического форума АиФ встретился с заместителем Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвирой Нургалиевой и побеседовал на важнейшие темы развитиясоциальной сферы. Как повлияют на вектор развития дальневосточных городов новые мастер-планы? Как монетизировать уникальные дальневосточные и северные ремесла? В каком направлении будет развиваться программа Дальневосточный гектар? Какие изменения уже произошли в сфере образования — читайте в эксклюзивном интервью.

   
   

Экономика и творчество

Юлия Кремнева, aif.ru: Вы отвечаете за очень важное направление в Минвостоке — за социальные проекты, креативные решения в области образования, кадров, следите за их современностью и соответствием уровню развития экономики. На ВЭФ обсуждался интересный вопрос — создание креативных кластеров, связанных с искусством. Что нового появится в этих программах?

Эльвира Нургалиева: Креативная экономика, с одной стороны, имеет отношение к культуре, потому что связана с проявлением творчества и созданием интеллектуальных продуктов. С другой стороны, это экономика в полной мере. У Дальнего Востока большой потенциал в развитии новой экономической отрасли, сформированной из креативных индустрий. Мы сейчас на этапе создания условий для раскрытия этого потенциала, принимаем ряд мер поддержки: формируем инфраструктуру, разрабатываем образовательныепрограммы, создаем среду для обучения в этой части. Предпосылки огромные. Во-первых, на Дальнем Востоке очень много творческих талантливых людей, глубокие культурные пласты, пласты истории. Это и есть креативная экономика — понимание своей истории, ее осмысление, переосмысление и переупаковка в конкретные продукты. Это мультфильмы про Невельского, это фильмы про национальных героев. Это музыка, которая имеет этнические компоненты и при этом актуальна. Это компьютерные игры, в том числе, основанные на местных мифологических сюжетах. Культурные смыслы сегодня начинают формироваться в конкретные экономические творческие продукты, что вызывает большой интерес Азии. Азиаты очень ценят русскую культуру, и мы здесь, на Дальнем Востоке, представляем всю Российскую Федерацию. Азия — это огромный рынок покупателей, в том числе медийных и креативных продуктов. У нас есть хорошие примеры. Например, в Хабаровске мультипликационная компания «Мечталет» рисует мультфильмы, продает их в Китае, Корее, и они довольно популярны. Сегодня эта команда, которая сделала мультфильмы на экспорт, готовит к съемке полнометражный мультипликационный фильм про адмирала Невельского, благодаря которому Россия приросла Дальним Востоком. Это наш национальный герой. В формировании мультипликационного фильма участвуют историки и сценаристы Приморского края. Участвуют музыканты из Бурятии со своим специфичным, очень интересным пением. Используются опыт и работа коллег из Якутии. Такая распределенная команда наших дальневосточных предпринимателей в этой сфере сегодня уже получила федеральную поддержку — гранты Фонда кино. А значит,полнометражному мультипликационному фильму скоро быть.

— За последние 4 года якутское кино сделало огромный скачок вперед, фильмы стали завоевывать международные премии. Бурятия, в свою очередь, на ВЭФ поразила выставкой уникальных творческих вещей: превосходная керамика с рисунками национального эпоса. Изготавливается необычная качественная одежда — повседневная, но снациональным колоритом. Правильно ли я пониманию, что Минвосток принял решение поддерживать это течение, в первую очередь, чтобы люди территориально закреплялись в регионах и могли выйти за их пределы за счет творчества?

— Совершенно верно. Это возможности творить и масштабировать — создавать полноценный крупный экспортно-ориентированный бизнес. Задача — помочь подобным людям раскрыться, реализовать себя, дать имповод остаться в родном регионе, и, как следствие, добиться серьезного эффекта в экономике. При поддержке Министерства создан Квартал труда в Якутии — это креативный кластер, который собирает внутри себя креативные команды и с помощью акселерационных программ взращивает проекты. Оттуда выходят выпускниками новые предприниматели с уникальнымипродуктами. Уже сегодня они зарабатывают существенные доходы, в том числе, в региональные бюджеты. Сейчас мы вместе с Министерством культуры создаем еще три таких креативных кластера — в Улан-Удэ, Владивостоке и Благовещенске. Финансируем по 1 млрд рублей на каждый креативный кластер. И отдельным решением — в Петропавловске-Камчатском. Другими словами, в ближайшие два года у нас появится сеть креативных кластеров на Дальнем Востоке, включающая специализированные помещения с необходимым оборудованием и сетевой поддержкой, образовательные программы, продюсерскую поддержку, помощь в маркетировании — важно правильно «упаковывать» продукты, работать с азиатскими рынками. Это первое решение. Второе решение — будем помогать этим командам взращивать очень важные образовательные программы. Сейчас на Дальнем Востоке будут открываться филиалы крупнейших федеральных культурных университетов — это ВГИК, ГИТИС, Щукинское училище. В рамкахдальневосточного «Приоритета 2030» уже в этом году стартовала программа в Якутии по кинематографии вместе с университетом «ЮНИОН».

Запускаются новые программы допобразования — специально по креативной экономике. И третье — формирование среды и проведение мероприятий, где дальневосточные команды, творцы-предприниматели, федеральные эксперты, потенциальные покупатели смогут встретиться друг с другом. В этом году мы сделали первую креативную неделю на Дальнем Востоке крупнейшим мероприятием. В следующем году мы в рамках ВЭФ планируем запустить большую выставку-ярмарку предметов современного искусства. Это будет первая в восточной части России такая международная ярмарка. Мы планируем собрать все галереи России и предъявить ВЭФ предметы как дальневосточного искусства, так и художников с других российских регионов. Сегодня Китай составляет порядка 17% всего рынка покупателей предметов современного искусства. Это наши добрые соседи, в том числе, в культурной сфере. Мы хотим сделать это событие регулярным, чтобы получить возможность создать на Дальнем Востоке национальную галерею, заработать, поддержать молодых современных художников.

— Длительное время искусством России в глазах иностранцев были только матрешка, балалайка и шапка-ушанка. Сейчас на Дальнем Востоке стали заметными многие талантливые люди, которые приходят со своим этносом, своей внутренней изюминкой дальневосточного характера. Вы сказали, что это и Камчатка, и Бурятия, и Якутия — все переплетено именно национальными признаками. Тем не менее, Китай — наш добрый сосед, там любят и уже вкусили нашу новую интерпретацию русского духа.

   
   

— Именно для этого на ВЭФ подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив о создании экспортного центра для креативной экономики — здесь, во Владивостоке. Это будет полноценный проектный офис, который поможет всем креативным командам, как дальневосточным, так и европейским, правильно упаковывать продукт и выйти на азиатские рынки. Есть специфика: как на какие платформы выходить, как презентовать, с кем и как заключать соглашения, вести юридическое сопровождение. Здесь, на Дальнем Востоке, у нас много контактов, выстроенных отношений, и мы понимаем, знаем ментальность Китая, Азии. Планируем помогать системно дальневосточным командам, давать такие знания и в целом запустить большую акселерационную программу для всех команд России по креативной экономике.

Гектар для строительства

— Самый важный вопрос — «Дальневосточный гектар». Он перешел определенную «реку»: сначала он вызывал скептицизм, потом началось робкое освоение, теперь народ уже активно начинает понимать, что это хороший вклад, в том числе, в свою собственную экономику, возможность заработать деньги. Знаю, что изменился ряд условий: по строительству жилья. Что это значит? Насколько еще будет модернизироваться «гектар»?

— Более 120 тысяч человек уже получили свой «Дальневосточный гектар», из них 23 тысячи стали собственниками, пройдя 5-летний рубеж. Половина тех, кто берет гектар, хотят построить дом — есть запрос на средства ИЖС. Мы совместно со Сбербанком на полях ВЭФ подписали соглашение о специальной программе: любой обладатель «Дальневосточного гектара» может оформить дальневосточную ипотеку под 2% без ограничений по возрасту, семейному положению или роду деятельности. Он также сможет заключить договор подряда с организацией, аккредитованной Сбербанком, на строительство деревянного дома. В таком случае не нужно предъявлять в залог никакую собственность. Мы видим, что это нововведение уже дает всплеск запросов на ипотеку для строительства дома на «Дальневосточном гектаре» на 40% месяц к месяцу. Новая программа позволит строить деревянные дома из нашего дальневосточного леса, наших материалов и средств. 

Для этого не нужно иметь землю в собственности, достаточно иметь договор безвозмездного пользования гектаром. С первого дня, как только вы вступили в программу, вы уже можете подавать документы на ипотеку. 

— Некоторые владельцы «Дальневосточного гектара» объединяются, даже формируют мини поселки. Насколько правительство регионов включено в вопросы проведения коммуникаций: электричества, воды, в строительство дорог?

— Программа «Дальневосточный гектар» дает возможность выбрать земельный участок где угодно — таким образом, гарантирована свобода выбора. Кто-то хочет жить в изоляции от всех, наедине с природой, кому-то комфортнее жить в населенных пунктах. Небольшим агломерациям площадью от 20 гектаров, которые находятся рядом друг с другом, помогаем строить инфраструктуру. Реализуется уже более 20 таких проектов. Совместная со Сбербанком программа позволит подрядным организациями применять наиболее эффективные автономные технологии, позволяющие обеспечивать энергетической инфраструктурой территории, которые находятся вне периметра центральной инфраструктуры.

— Многие используют гектары под фермерские хозяйства, а кто-то — для добычи природных ресурсов: собирает грибы, папоротник и другие дикоросы, которые произрастают в дальневосточной тайге. Насколько активно развивается направление создания своего малого бизнеса?

— Это следующее по популярности направление — люди берут гектар как раз для предпринимательства. Не всегда это требует каких-то капитальных вложений. Зачастую это что-то связанное с выращиванием или сбором растений. Число получателей гектара ежегодно растет, несмотря на то, что программе уже 7 лет. Казалось бы, все, кто хотел, гектар взял, но нет — сохраняется интерес к различным видам предпринимательской деятельности. 

Кадры для региона

— Еще один важный вопрос, который за десять лет очень часто поднимался на ВЭФ— нехватка специализированных кадров для глобальных и масштабных проектов инвесторов, которые заходят всерьез и надолго. Речь идет о крупном бизнесе. Ряд программ Минвосток запустил для того, чтобы переобучать кадры, помогать в поиске и в подборе. Также ведется работа с дальневосточными вузами. Как эти программы реализовываются? Что нового должно появиться?

— На Дальнем Востоке создано 125 тысяч новых рабочих мест, в том числе новых рабочих специальностей, которых не было в регионе. Это нефтегазохимия, минеральные удобрения — квалификации, которые должны создаваться в образовательных учреждениях параллельно вместе с рабочими местами. За это время мы сформировали 100 новых образовательных программ среднего профессионального образования, и готовим тех специалистов, которые нужны предприятиям. Это довольно быстрый процесс, позволяющий обеспечить рынок необходимыми кадрами, а ребятам на Дальнем Востоке — видеть траекторию своего развития. Например, теперь ведется обучение на дефектоскопистов, которых ранееникогда не готовили на Дальнем Востоке, потому что судостроительный завод «Звезда» озвучил потребность в них. Максимально отталкиваемся от запросов наших резидентов при создании подобных образовательныхпрограмм. В части высшего образования — в прошлом году мы запустили программу развития университетов Дальнего Востока «2030 Дальний Восток», которая позволила вузам переосмыслить стратегии развития, образовательные процессы. И уже в этом году был первый набор на новые программы. Эффекты, которые зафиксированы в 12 вузах — победителях этой программы — открытие 63 новыхпрограмм специалитета, магистратуры и бакалавриата, которые сформированы совместно с партнерами — крупным бизнесом как раз под запросы рынка. Также запущены 23 новые сетевые двухдипломные программы — это когда дальневосточный вуз вместе с федеральным запускают совместную программу подготовки. При МГУ имени Невельского вместе с МФТИ запускают программу в интересах Росатома. Ребята из Владивостока получают сразу два диплома, учась у профессоров двух вузов, и уже знают, где будут работать, потому что перед ними открываются перспектива трудоустройства в Росатоме.

— Вузы, техникумы, колледжи активно идут на сотрудничество с инвесторами, потому что это живые базовые площадки, на которые они могут направлять своих студентов для получения исключительныхпрофессиональных навыков. Особенно большой спрос на трудовые специальности — мастеров. Большая нехватка специалистов по ремонтным работам в связи со строительством флота, развитием судоремонта. Некоторые порты готовы сами обучать специалистов. На какую поддержку могут рассчитывать инвесторы, если они сами создают на своей базе образовательные кластеры?

— На Дальнем Востоке идет активный диалог между колледжами и работодателями. Работа начинается уже со школьной скамьи. Для части резидентов ТОР и СПВ запущена программа целевого набора, когда мы помогаем нашим резидентам прийти в школы и профориентироватьдетей, показывая, как устроено производство. Проводятся дни открытых дверей университетов. Часть ребят проходит целевое обучение и дальше трудоустраивается на предприятие. Зачастую обучение происходит прямо на площадке. В Приморском крае наш резидент — группа компаний «Арника», проводит часть образовательных программ у себя на территории, на производстве ребята получают практические навыки. Это взаимодействие тесно выстроено во всех регионах. Если говорить про среднее профессиональное образование — на Дальнем Востоке стартовала большая программа по созданию 29 образовательно-промышленных кластеров в рамках программы «Профессионалитет». Она предполагает софинансирование: с одного плеча дает средства федеральный бюджет, а вторым партнером обязательно должен быть бизнес. Бизнес тем самым подтверждает, что качество образования настолько хорошее, что он готов вкладываться в развитие и обучение кадров.

Развитие городов

— Сейчас активно обсуждаются мастер-планы городов. Правительство РФ решило не останавливаться исключительно на столицах регионов, а расширило перечень. Знаю, что два года подряд шла защита мастер-планов, которые уже взяли в работу, и города активно видоизменяются. Насколько Вы сами видите перспективы не только в социальном масштабе, но и всоциально-экономическом? Как они будут влиять на экономику регионов?

— Это одна из самых масштабных программ, которая начала реализовываться на Дальнем Востоке — с точки зрения потенциала трансформации, улучшения качества жизни и экономического развития городов. Сегодня будет презентовано 13 мастер-планов Президенту РФ, и дальше мы приступаем к важному этапу реализации. Все они отражают поручение Президента, что первично необходимоопределить ключевую отрасль экономики, создать новые рабочие места и уже дальше обеспечивать инфраструктуру для этих новых объектов и социальную инфраструктуру. Часть городов Дальнего Востока в реализации мастер-планов своей целью ставили диверсификацию экономики, в том числе креативной экономики, о которой мы говорили. Это новый источник дохода для городского бюджета. Часть городов с моно-направленностью имеют потенциал раскрытия своих ключевых отраслей либо за счет расширения рынков сбыта, либо изменения производственных цепочек и повышения производительности труда. Поэтому каждый город ставил вопрос, в каких отраслях и за счет чего он будет развивать экономику. И дальше под эту экономику рассчитывались потенциальные доходы бюджетов регионов, как под эти доходы будет развиваться социальная инфраструктура. И уже вторым направлением в поддержку экономического развития создается социальная инфраструктура. Во многих городах этот процесс идет опережающими темпами, потому что людям, которые будут работать на этих новых предприятиях, в этих городах, уже сейчас нужно водить детей в детские сады, гулять в парках, развивать культуру. Есть ряд инструментов развития, которые уже сегодня стартовали. К примеру, отдельное решение на 30 млрд рублей — специальный казначейский кредит только для Дальнего Востока. Они уже переданы регионам, и регионы начали реализацию мастер-планов. И уже есть первые результаты. Два отдельных конкурса по благоустройству для Дальнего Востока — мы выиграли 10 млрд рублей на проекты благоустройства наших городов, и в этом году первые из них будут реализованы. Для жителей Петропавловска-Камчатского в этом году началась реализация мастер-плана — скоро в городе появится новый парк. Новый облик городов — программа долгосрочная. Такие серьезные изменения городов с точки зрения экономики, новой инфраструктуры и новых социальных объектов, за год-два не происходят. Поэтому жителямгородов, которые активно участвовали в разработке мастер-планов, бизнесу, который тоже был вовлечен, региональной власти и федеральным органам власти нужно будет, набравшись терпения, реализовывать поэтапно мастер-планы — в той последовательности, о которой мы договорились, принимая этот документ. И через 5-7 лет мы сможем увидеть в полной мере те эффекты, которые заложены в мастер-планах.