Хотя пик его карьеры пришелся на тяжелые 90-е, многие жители страны до сих пор отзываются о Примакове с теплотой. АиФ.ru вспоминает самые заметные страницы его биографии.
Отца репрессировали, дедушка погиб
Будущий политик родился в Киеве в 1929 году, однако вскоре после его рождения мама с сыном переехала в Грузию, в Тифлис. Там жила бабушка Примакова по материнской линии — еврейка, вопреки воле семьи вышедшая замуж за русского рабочего. Деда Евгений Максимович не знал — он устроился подрядчиком на дорожном строительстве в Турции и погиб во время налета грабителей.
Отец, носивший фамилию Немченко, бросил семью и, по воспоминаниям самого Евгения Максимовича, был репрессирован в 1937 году. Из лагерей он так и не вернулся.
Конфликтовал с ЦК, но был принят на работу в главную газету СССР
Высшее образование Примаков получал в Московском институте востоковедения на арабском отделении. Он выучил арабский язык, после чего пошел работать в Гостелерадио СССР. Там за шесть лет он прошел путь от простого корреспондента до главного редактора арабского вещания. Однако дальнейшая карьера молодого спеца встала под вопрос из-за конфликта Примакова с кураторами из Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Тем не менее, молодому журналисту повезло. Друг Валентин Зорин представил его главному редактору газеты «Правда» Николаю Иноземцеву. Так Примаков получил работу в главном печатном органе ЦК КПСС.
Журналист-разведчик
Именно в «Правде» началась карьера Примакова как разведчика и будущего главы СВР. По линии КГБ ему порой приходилось выполнять особые просьбы руководства. Сначала он налаживал связи между Саддамом Хусейном и лидером иракских курдов Масудом Барзани. Хусейн пытался уничтожить автономию курдов и начал против них военные действия. СССР конфликт в этой стране был не нужен, поэтому Евгений Максимович несколько раз ездил на север страны в дикие иракские горы, чтобы добиться мира между сторонами. На короткое время это сделать удалось, однако затем конфликт вспыхнул вновь.
В 1970 году Примаков встречался с лидером Народного фронта освобождения Палестины Жоржем Хабашем — просил того отказаться от захвата заложников в самолетах. Затем работал в Египте, где в это время Анвар Садат изменил курс страны с просоветского на проамериканский. Среди прочего Евгений Максимович рекомендовал начать осторожное сближение с Израилем. Этот план в итоге утвердил сам Брежнев, а Примаков с 1971 по 1977 вел конфиденциальные переговоры с руководством Израиля.
Во главе СВР
Последние 10 лет советской власти Евгений Максимович сконцентрировался на научной работе: сначала стал директором Института востоковедения, затем возглавил ИМЭМО АН СССР. Был депутатом Верховного совета, членом Совета Безопасности до самого распада СССР.
3 ноября 1991 года он возглавил Центральную службу разведки СССР, которая вскоре стала Службой внешней разведки России. Любопытно, что Ельцин, крайне неохотно сохранявший должности людям из окружения Горбачева, оставил этот пост за Примаковым. От положенных по должности генеральских погон Евгений Максимович отказался.
Спецслужба в те годы переживала не лучшие времена — профессионалы один за другим покидали ведомство. Примаков, как мог, оберегал разведку от политиков-реформаторов. Как рассказывал другой бывший глава спецслужбы Вячеслав Трубников, Примаков многое делал, чтобы избавить разведку от безумных мифов, сопровождавших ее деятельность. «Однажды пригласили на 8 марта очень видную, замечательную актрису, чтобы она выступила перед женским коллективом. Но она отказалась идти в «казематы КГБ», считая этим разведку. Вот это представление Евгений Максимович стремился всеми способами разрушить», — рассказал Трубников.
При Примакове в ведомстве появилось бюро по связям с общественностью и СМИ. «Мы прекратили подрывную деятельность за границей, отказались от поддержки зарубежных политических групп. Сейчас мы работаем не против кого-то, а на защиту российских национальных интересов», — рассказывал сам Примаков в одном из интервью. В то же время ему удалось сохранить костяк СВР, который стал основой спецслужбы в наше время.
Во главе МИДа
В январе 1996 года Примаков стал министром иностранных дел. Он хотел проводить многовекторную политику, строить хорошие отношения одновременно со всеми. Однако это было непросто.
В США назначение Примакова восприняли отрицательно. Во-первых, ему припоминали хорошие отношения с Саддамом Хусейном, во-вторых, считали опасным из-за крепких связей с арабским миром.
«Он лучше других понимал всю опасность геополитической инженерии по так называемой демократизации этого региона без учета местной специфики. К сожалению, к его компетентному мнению на Западе не прислушались, действовали и в Ираке, и в Ливии, и в Сирии как «слоны в посудной лавке». Результаты мы видим сегодня на примерах разрушенной государственности, разгула терроризма, размывания уникальной этноконфессиональной мозаики, масштабного миграционного кризиса», — говорит нынешний глава МИД Сергей Лавров.
При Евгении Максимовиче Россия начала вспоминать о великодержавном прошлом, «вставать с колен». Москва впервые после распада СССР резко выступила против расширения НАТО, возобновила отношения со странами-изгоями.
Апофеозом стал знаменитый «разворот над Атлантикой». 24 марта 1999 года Примаков летел в Вашингтон с официальным визитом. Над Атлантикой он узнал по телефону от вице-президента США Альберта Гора о начале бомбардировок Югославии. В ответ Евгений Максимович демонстративно отменил свой визит — приказал прямо в воздухе развернуть самолет обратно в Москву.
Кризисный премьер
Должность премьер-министра Примаков занимал менее года — с сентября 1998 года до мая 1999 года. Россия только отходила от дефолта. Требовалось что-то делать, чтобы реанимировать экономику. Меры, принятые Примаковым, оказались самыми верными — фактически правительство отказалось от вмешательства в экономику, чтобы дать ей самой восстановить позиции. В итоге положительный эффект от девальвации рубля и политической стабилизации начал сказываться уже через несколько месяцев.
Примаков в тот момент был очень популярен у населения. Возможно, именно поэтому Ельцин и отправил его в отставку, прямо посреди одного из докладов. Согласно опросу «Фонда общественного мнения», 81% граждан отнеслись к этому отрицательно.
Последние годы жизни
Из политики Примаков не ушел. Сначала он стал депутатом Госдумы, затем с 2001 по 2011 годы возглавлял Торгово-промышленную палату. В 2008 году вошел в состав президиума РАН.
Уйдя на пенсию, Евгений Максимович периодически давал комментарии СМИ. Например, говоря о событиях на Украине зимой 2013-2014 года, он считал, что «возможно, наш небольшой промах был в том, что мы не почувствовали, что в начале на Майдане были настроения против коррупционного режима, а затем, как Феникс, возродились какие-то организации, которые взяли в руки оружие». Присоединение Крыма он называл «реакцией на развитие сдирижированного извне кризиса в Украине».
Умер Евгений Максимович 26 июня 2015 года в Москве от рака печени. Отпевание в Успенском соборе Новодевичьего монастыря совершил патриарх Кирилл, а на гражданской панихиде выступил президент России Владимир Путин.
«Граждане России знали Евгения Максимовича и уважали его как премьера, который смог вывести страну из тяжелейшего кризиса. Его ответственность и чуткая, искренняя забота о людях оставили в наших сердцах неизгладимый след», — сказал российский лидер.