Прозрачные процессы. Единый реестр сделает социальную сферу более открытой

Виталий Белоусов / РИА Новости

Единый реестр населения страны простимулирует как экономику, так и социальную и культурную сферы России. Об этом ФБА «Экономика сегодня» заявил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

   
   

Новый уровень статистики

Президент России провел встречу с главой ФНС Михаилом Мишустиным. Последний доложил главе государства, что в России с осени 2018 года работает единая система актов гражданского состояния. Заведует ей как раз ФНС. А все российские ЗАГСы оказались в ней прочно связаны при помощи облачной технологии. В связи с этим появился целый ряд преимуществ.

Как заметил Мишустин, в ФНС планируют за 2,5 года с помощью этой системы провести ретроконверсию всех актов гражданского состояния в России начиная с 1926 года, когда в СССР и РСФСР началась масштабная административная реформа. «Подобная конверсия актов гражданского состояния является самым эффективным способом информирования властей о количественных данных в государстве, поэтому данное начинание пойдет во благо развитию всей нашей страны», — заключает Журавлев.

Эксперт отметил, что еще в восьмидесятые годы от него поступало предложение использовать акты гражданского состояния для проверки других данных, например, для переписи населения, на основании которой и рассчитывается большая часть нормативов. «Обладание этими цифрами — сколько в России родилось людей, умерло, сколько было зарегистрировано и расторгнуто браков, особенно с 1926 года — даст возможность оценить динамику социальных и экономических изменений в России», — резюмирует Журавлев.

Такая информация важна, потому что перепись населения осуществляется лишь раз в 10 лет, любые же соцопросы не являются точными данными, а лишь представляют ограниченную выборку. И такая система поспособствует коррекции данного пробела. «Таким образом, если этот проект будет реализован в полном масштабе, то он позволит нам держат руку на пульсе в период между переписями населения в России. Это даст понимание того, как увеличивается или уменьшается население в России, а также позволит понять пути его миграции внутри страны, что также важно в свете определения векторов регионального развития», — констатирует Журавлев.

Тут есть и важные моменты: например, какая это миграция, постоянная или вахтовая. Это должно помочь понять, где в России самые большие проблемы, а где они носят меньший характер. Это увеличит эффективность государственных расходов. «Перед нами важная дополнительная информация, а главная задача заключается в том, как ее правильно использовать. И вот здесь есть вопросы насчет того, что реализация данного проекта возложена федеральным центром на российские регионы», — заключает Журавлев.

На благо развития страны

На встрече с Путиным Мишустин отметил, что за конверсию актов гражданского состояния отвечают регионы, хотя от таких данных зависит региональная политика федеральных центров. Как полагает Дмитрий Анатольевич, этот момент вызывает определенные вопросы, поскольку задействование регионов может привести к некоторой непрозрачности данных. «Мне кажется, что, как и в любой системе информирования, все это должно носить федеральный характер, причем во всем, а не только в конечном регулировании, которое в этом конкретном случае осуществляется силами ФНС», — резюмирует Журавлев.

   
   

Конечно же, намеренно портить ничего регионы не будут, но есть риск дублирования компетенций. Наличие большого числа контролеров может стать причиной того, что в процессе может появиться неточность итоговых данных. «Все это, конечно, связано с тем, что ЗАГСы, в отличие от того же Федерального казначейства, всегда носили региональный характер, но на сегодня от этой традиции можно было бы и отказаться, поскольку это важнейший вопрос», — констатирует Журавлев.

Это было связано с тем, что ЗАГСы в советский период, как замечает эксперт, воспринимались в качестве второстепенных органов. Из-за этого их передали на региональный уровень, но с развитием нового экономического уклада ситуация качественно изменилась. «Просто есть риск того, что у нас цифры могут не сойтись по разным регионам, а это уже будет проблема. Впрочем, если данный аспект убрать за скобки, то перед нами хорошее нововведение, которое поможет России во многих отраслях экономики», — заключает Журавлев.

Прежде всего это общая социальная ситуация в стране — например, как растет население, какова внутренняя миграция и многие другие вопросы, которые являются основой региональной политики нашего государства. Здесь эти данные, безусловно, помогут. «Это позволить выделить какие-то инфраструктурные точки. А также связь, транспорт, магазины и прочие важнейшие моменты. Понятно, что многое делается рынком снизу, но, учитывая значительное число бедного населения, все вопросы так урегулировать нельзя. Именно из-за этого у нас такая большая роль государства, которому необходимо от чего-то отталкиваться», — резюмирует Журавлев.