В этой поездке отдохнувшего и загорелого Владимира Путина сопровождает не менее загорелый Дмитрий Медведев. Первым делом президент и премьер наведались в новенький образовательный центр «Бухта Казачья». В этом удалённом от центра города микрорайоне до сих пор не было своих детских садов и школ. В ожидании высоких гостей делегированные для короткого разговора представители местного родительского сообщества рассказывали, что раньше дорога до ближайших школы и детсада занимала минимум час. Образовательный центр, в котором будет и школа, и детсад, начали строить ещё в 2011 году. Впрочем, для всех детей Казачки центр маловат, занятия в школе будут идти в две смены, а по соседству начинается строительство ещё одного учебного корпуса. Путин, пригласив подойти поближе временно исполняющего обязанности главы Севастополя и с сегодняшнего дня уверенно идущего на грядущие выборы Дмитрия Овсянникова, расставил акценты: проблема в недостатке добросовестных строителей. Когда начнёт строиться новый корпус, родителям, по словам президента, нужно будет предупредить детей об опасности стройки и строительной техники. Заборчики там, конечно, поставят, но забота о безопасности никогда не бывает лишней.
Родители пригласили президента фотографироваться. За Путиным в ряд стал Медведев, за премьером в группу влился губернатор Овсянников, за губернатором — министр образования Ольга Васильева, и тут вспомнили, что для полноценного кадра не хватает директора центра, которая кокетливо наконец присоединилась к фотографирующимся.
Уже попрощавшись и услышав многочисленные «спасибо», президент задержался, окликнутый морским офицером, родителем первоклашки.
«Есть люди, которые понимают, что вы делаете не только в масштабах страны, но и в масштабах Земли. И эти люди будут стоять за вас», — без тени смущения сказал капитан-лейтенант.
«Спасибо, для меня это очень важно», — проникся Верховный главнокомандующий.
Президент и премьер отправились возложить цветы в расположенном рядом с Казачкой историко-мемориальном комплексе «35 береговая батарея». Задача музея в том, чтобы вернуть имена военнослужащих Приморской армии и береговых частей Черноморского флота, продолживших в Великую Отечественную защищать Севастополь после эвакуации из города других частей. В Пантеоне памяти уже 42 тыс. фамилий, здесь же ежегодно проходят захоронения по воинскому ритуалу останков защитников Севастополя, найденных в районе последних боёв. А сегодня большой гурьбой батарею заняли байкеры, ожидавшие главу государства и за компанию — премьер-министра. Можно предположить, что на эту встречу у лидера «Ночных волков» было как минимум две задачи: во-первых, всё же попытаться пригласить Владимира Путина на гору Гасфорта (это в окрестностях Севастополя) на международное байк-шоу «Русский реактор», во-вторых, как-то хотя бы своим видом напомнить о том, что впервые с 2012 года при распределении президентских грантов «Ночные волки» не получили 9,5 млн рублей на свои новогодние представления. Впереди — вторая волна распределения президентских грантов. Как можно было услышать из обрывков разговора, по крайней мере, насчёт байк-шоу Владимир Путин попросил его извинить.
О грантах разговор зашёл на встрече с севастопольскими учёными и общественными деятелями в историко-археологическом заповеднике «Херсонес Таврический». Среди собравшихся было много получателей президентских грантов. В ответ на рассказ о проблемах картинной галерии имени Айвазовского президент предложил подать заявку на грант для исследования творчества и жизни художника и поддержки галереи. «Надеюсь, у вас подлинники?» — уточнил Путин, когда об этом зашла речь. «Конечно! — развеяла все сомнения директор галереи Татьяна Гадук. — Эталонные работы!»
«Некоторые сакральные вещи обязан произнести вслух по поводу Крыма и Севастополя, — тем временем начал президент встречу, коротко обозначив значение этого места и то, что у него сейчас много проблем. — Что-то недоработали, недосмотрели... Хотели встретиться и поговорить с вами на все темы, которые вас волнуют».
Первой слово получила историк и председатель Законодательного собрания Севастополя Екатерина Алтабаева, которая подробно пересказала историю города, подытожив свой рассказ так:
— В таком городе каждый хотел бы родиться, жить и умереть!
— Севастополь в советское время был ведь городом союзного подчинения, — издалека начал Владимир Путин. — А потом по всяким там договорам... Но всё, что было союзного подчинения, отходило России, а про Севастополь забыли. Странно. Но забыли.
— Поэтому всё, что произошло в 2014 году... — подхватила Екатерина Алтабаева.
— Это восстановление исторической справедливости, безусловно, — закончил её мысль Владимир Путин.
— Можно подумать, как организовывать молодёжные туры. Мы подумаем, — откликнулся президент на одно из предложений Алтабаевой. — Но, для того чтобы это было привлекательно, город нужно восстанавливать, восстанавливать всё: коммунальную инфраструктуру, внешний вид, исторический центр. Мы это обсуждали с Дмитрием Анатольевичем, подумаем, как выделить Херсонес в отдельную тему, создавать русскую Мекку.
— Не только Владимир здесь крестился, — продолжил президент исторический экскурс. — Здесь началось укрепление централизованного государства. Идеологическая база для создания единого российского государства на основе единого рынка, общего языка, веры и власти князя. Вот четыре главных составляющих, которые привели к созданию по тем меркам современного единого русского государства и единой русской нации. Уникальное место для русской государственности. А что касается Севастополя, здесь много что нужно сделать. Говорили с губернатором, не будем забывать, что Севастополь значит для России.
Кроме прочего стало очевидно, что это значит ещё и новые строчки расходов бюджета.
Неспешный разговор о Крыме, Севастополе и их многостороннем развитии продолжился в том числе с участием директора Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Александра Балинченко (на обновление сетей в Воронцовском парке уже запланировано потратить 900 млн рублей) и главного режиссёра Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского Григория Лифанова (надо 500 млн рублей на обновление сцены).
— От молодых актёров — респект и уважуха, от старшего поколения — низкий поклон, — сказал режиссёр, обращаясь к Владимиру Путину. — Вы для меня как крестный отец...
— ... В качестве режиссёра, — после театральной паузы пояснил г-н Лифанов. В 2005 году он был участником президентской программы поддержки русской культуры за рубежом.
— За рубежом — дико звучало, — обратил внимание режиссёр.
В отношении Севастополя — действительно дико.
Дизайнер Елена Минина долго ходила вокруг да около, рассказывая о своих планах.
— Сколько? — улыбнувшись, спросил президент.
— Я вам потом расскажу, — кокетничая, ответила г-жа Минина.
А вот руководитель севастопольского регионального отделения общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Александр Неменко ничего не просил, подарил президенту двухтомник об обороне Севастополе и вдруг предложил:
— Владимир Владимирович, когда устанете от жизни (видимо, имелось в виду всё же «такой жизни» — ред.), приходите к нам, в поисковики!
Посмеялись.
После разговора Владимир Путин отправился слушать оперу под открытым небом в декорациях древнего Херсонеса. На трёхдневном международном фестивале «Опера в Херсонесе» давали классику: арии из опер «Князь Игорь» А. Бородина, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Риголетто» Дж. Верди, «Иоланта» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова и «Кармен» Ж. Бизе. Вряд ли можно сказать, что зрители здесь «зажигали» так же, как на байк-шоу. С другой стороны — классика. Почти такая же, как напомнившая о себе проверенная временем компания Владимира Путина и Дмитрия Медведева.