Премьерный показ. Какое политическое будущее ждет Дмитрия Медведева?

Дмитрий Медведев. © / Екатерина Штукина / РИА Новости

Снова в Кремль?

С ходу возникла версия, что Медведев опять рассматривается как будущий преемник. Дескать, если Владимир Путин решит замириться с Западом, то лучшего кандидата ему не найти. Но многие эксперты такую версию отметают. «Дважды в одну реку не входят, — уверен Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации. — Совместная тренировка — не более чем сигнал элите, напуганной слухами об отставке правительства. Цель — заставить правительственных чиновников работать. Когда
аппарат предчувствует какие-то рокировки и увольнения, это его дезорганизует». «Это посыл и гражданам, и бизнесу: у нас всё стабильно, мы не собираемся ничего «ломать», — добавляет Елена Шестопал, профессор, завкафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. — Любой намёк на возможность перемен сегодня был бы некстати. В условиях падающего рубля нам только внутренней нестабильности не хватало!»    
   

Дмитрий Медведев уже 4-й год руководит правительством — вопреки регулярно возникающим слухам о его «скорой и неминуемой» отставке. Что помогает ему удерживаться? «Он прагматичный и опытный администратор. Уравновешенный, умеющий находить компромиссы. Наконец, его молодой возраст — тоже плюс, — перечисляет Е. Шестопал. — Правда, есть и оборотная сторона этого достоинства: недостаток советского опыта управления, который сегодня очень востребован. Но, я думаю, Путин ценит Медведева (равно как и других членов своей команды) прежде всего за безусловную лояльность». А. Мухин уверен: со времени их рокировки в 2012 г. Медведев стал даже ещё более верным соратником Путина: «Если в бытность Медведева президентом ещё можно было разглядеть у них некоторые противоречия во взглядах, то сегодня их просто нет. Премьер работает, что называется, в команде. Он не пытается играть в политические игры, и это его большой плюс. Его уязвимым местом можно считать, пожалуй, только его собственную команду, состоящую в основном из либералов, которые в России сегодня непопулярны».

 

К Медведеву как к премьеру претензий со стороны Путина нет, об этом не раз говорилось публично, напоминает политолог. Но это не значит, что его карьера не примет неожиданный поворот. «Вполне может реализоваться такой сценарий: Дмитрий Анатольевич не просто будет номером один в списке «Единой России» на думских выборах 2016 г. — после выборов он действительно станет депутатом и возглавит Госдуму».

Не пропадёт!

Как бы ни сложилось его будущее, Медведев точно не пропадёт, полагает Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития: «Не будем забывать, что за плечами у него опыт и премьерства, и президентства — такие люди с авансцены бесследно не исчезают. Ведь он ещё достаточно молод. Правда, пока я не вижу у Медведева какой-то сверхидеи, мощного внутреннего стержня, который бы позволил ему претендовать на ведущую роль».

А ведь в 2008-2009 гг. казалось, что такая сверхидея у нынешнего премьера была. Называлась она модернизацией России. Но с тех пор многие его начинания были пересмотрены, а то и отменены — например, переход на зимнее время или сухой закон для водителей. Да и сам Медведев о модернизации уже почти не вспоминает. Не время? Или понял, что быстро преобразовать Россию, вытащить её за волосы на манер барона Мюнхгаузена — это утопия? «Меня удивила история, когда на днях Медведев запретил членам правительства пользоваться айфонами, — говорит Е. Шестопал. — Мы ведь помним, что он всегда был поклонником модных гаджетов! Но если выясняется, что через эти самые гаджеты из-за рубежа могут вести слежку за нашими чиновниками, то он готов наступить на горло собственной песне. Премьер повёл себя как политик-реалист».

Кроме тонкого политического чутья и впечатляющей гибкости есть у Дмитрия Медведева и ещё одно достоинство. Несколько лет назад социологи «Левада-центра» провели необычный опрос: россиян спрашивали, какого зверя им напоминает тот или иной политик. Оказалось, что В. Путин у многих ассоциируется со львом, Г. Зюганов — со слоном или быком, В. Жириновский — с обезьяной, С. Миронов — с котом, а Г. Явлинский — с зайцем. Но самая однозначная ассоциация была у Д. Медведева — естественно, с медведем. А этого зверя в России, как известно, особо уважают. С таким образом в нашей политике можно жить долго.