Правосудие или месть? Как в Армении травят бывшего президента

Роберт Кочарян. © / www.globallookpress.com

Год назад, 28 июля 2018 года, был арестован бывший президент Армении Роберт Кочарян (1998-2008 годы). Ему было предъявлено обвинение в свержении конституционного строя из-за разгона акций протеста 1 марта 2008 года, когда в стране погибло 10 человек и еще более 200 получили ранения. Предоставить серьезные доказательства его вины прокуратура так и не смогла, суд уже несколько раз отпускал бывшего лидера на волю, однако каждый раз новые власти Армении возвращали его в тюрьму.

   
   

Трагедия 1 марта

В мае 2018 года к власти в Армении после уличных протестов пришел Никол Пашинян. Он почти сразу инициировал расследование одного из трагеческих эпизодов из недавнего прошлого страны. 

В 2008 году в последние месяцы правления Роберта Кочаряна в Армении прошли парламентские выборы, на которых победил его союзник Серж Саргсян. Оппозиция не согласилась с результатами выборов. В Ереване вспыхнули акции протестов в поддержку проигравшего кандидата, первого президента страны Левона Тер-Петросяна. 1 марта протесты переросли в столкновения с полицией, которые закончились гибелью 10 человек, в том числе двух полицейских. Более 200 человек пострадало. 

Против организаторов беспорядков были возбуждены уголовные дела. Среди осужденных оказался и Никол Пашинян, который в 2008 году был сотрудником штаба Тер-Петросяна. Его приговорили к 7 годам лишения свободы. Впрочем, уже в 2011 году Пашинян вышел из тюрьмы по амнистии и почти сразу стал депутатом армянского парламента. 

Как Пашинян отменял решения суда?

После прихода к власти Пашинян потребовал возобновить разбирательство «дела 1 марта». Он, как и большая часть армянской оппозиции, считает, что Кочарян и экс-министр обороны Микаэл Аратюнян незаконно привлекли для подавления акций протеста армию. Сторонники этой версии ссылались на секретный приказ Арутюняна от 23 февраля о подготовке переброски войск в Ереван 1 марта. Кроме того, Пашинян потребовал расследовать обстоятельства гибели людей в ходе беспорядков. За 10 лет этого сделано не было. 

Сторонники Кочаряна в ответ обвинили Пашиняна в политических преследованиях. После смены власти в Армении были арестованы многие родственники бывших руководителей страны, в том числе два племянника Кочаряна (по обвинению в незаконном предпринимательстве и подлоге документов) и племянник Саргсяна (по обвинению в покушении на убийство). Любопытно, что в конце 2018 года в сеть попала запись разговора Пашиняна с главой Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Артуром Ванецяном. Из нее становится ясно, что Пашинян лично отдавал приказ о возбуждении уголовного дела против Кочаряна. 

Сразу после возбуждения дела в поддержку Кочаряна выступили многие армянские политики, общественные деятели и юристы. «Дело в том, что согласно конституции страны экс-глава государства не может быть привлечён к уголовной ответственности», — рассказывает АиФ.ru политолог Фархад Ибрагимов. — В деле безусловно есть политическая подоплека, поскольку рейтинги Кочаряна не высоки и Пашинян может относительно безопастно для себя его арестовать, показав, что он борется с коррупцией в рядах прежней власти».     
   

С ним согласен старший научный сотрудник института международных исследований МГИМО, эксперт РСМД Николай Силаев: «Судьи мечутся между требованиями закона и желанием действующих властей посадить Кочаряна. Законных оснований для его ареста нет, потому что, согласно конституции страны, экс-глава государства не может быть привлечен к уголовной ответственности», — заявил эксперт. 

Более того, по армянской конституции запрещено ретроактивное применение закона, когда дело возбуждают по статье, еще не существовавшей в момент совершения предполагаемого преступления. Статья о свержении конституционного строя появилась в уголовном кодексе Армении только в 2009 году, тогда как предполагаемое преступление произошло в 2008-ом.

Суд уже дважды отпускал Кочаряна из-под ареста. В последний раз это произошло 18 мая 2019 года, когда экс-президента освободили под поручительство бывшего и нынешнего глав Нагорного Карабаха Бако Саакяна и Аркадия Гукасяна. Однако Пашинян оба раза требовал вернуть Кочаряна обратно за решетку. В мае он пригрозил, что если суд этого не сделает, сторонники премьера блокируют все суды в республике. Кроме того, премьер анонсировал масштабную реформу судебной системы. Под общественным давлением судья, освободивший Кочаряна из-под ареста, взял самоотвод. 

Новое заседание суда об избрании меры пресечения Кочарян бойкотировал. Он обвинил Пашиняна в попытке переписать историю. «Нынешний премьер-министр Армении несет прямую ответственность за массовые беспорядки 1 марта 2008 года и хотел бы пересмотреть историю, найти виновных. В его представлениях виновный — я», — заявил он телеканалу 5TV. По словам Кочаряна, уголовное преследование может быть также связано с его позицией по карабахскому урегулированию. «Мое прошлое может беспокоить те силы, которые стремятся не к проармянскому урегулированию карабахского конфликта», — подчеркнул он.

Чем закончится дело?

25 июня Кочарян был арестован в третий раз за год. При этом суд даже не стал рассматривать возможность внесения залога экс-президентом. Кроме того, рассмотрение уголовного дела приостановлено (оно отправлено на экспертизу в конституционный суд Армении), а по армянским законам это означает, что тогда оснований для содержания Кочаряна под стражей не было. В общей сложности бывший глава государства провел в тюрьме уже 7 месяцев. Если его признают виновным, ему может грозить до 15 лет лишения свободы. 

Несмотря на то, что в Армении в целом негативно оценивают итоги президентского срока Кочаряна из-за слабых экономических показателей страны при нем, на митинги против его ареста приходит все больше людей, которые считают недопустимым нарушение конституции. Многие в Армении помнят, что в 1999 году Кочарян, будучи президентом, лично уговорил сдаться террористов, которые организовали теракт в парламенте страны. Кроме того, экс-президент возглавлял Арцхакское движение, члены которого боролись за выход Нагорного Карабаха из состава Азербайджана. Для многих армян Карабах это примерно то же, чем всегда был Крым для русских. «Кочарян олицетворят ту группу политического класса Армении, которая выиграла войну в Карабахе и создала страну в нынешнем виде», — говорит Николай Силаев.

Против уголовного преследования Кочаряна официально высказывался МИД России. При экс-президенте между Россией и Арменией установились доверительные отношения. Поэтому после освобождения Кочаряна из-под ареста в июне этого года его навещал посол России в Армении Сергей Копыркин «в рамках регулярных встреч с представителями общественно-политических и деловых кругов Армении». Это не понравилось нынешним армянским властям. Копыркина вызвали в армянский МИД. «С ним состоялась беседа в контексте невмешательства во внутренние дела Армении», — рассказал глава парламентской комиссии по внешним связям республики Рубен Рубинян.