Половина пути. Что происходит на стройке железнодорожного моста в Крым?

© / Александр Власенко / АиФ

Рельсовый «экватор»

Посмотреть на возведение Крымского моста приехали десятки журналистов со всей России, а также корреспонденты французских и японских СМИ. После инструктажа по технике безопасности мы надеваем каски с сигнальными жилетами и на трёх микроавтобусах отправляемся в путь. Минут через десять делаем первую остановку на смотровой площадке, с которой открывается лучший в Краснодарском крае вид на стройку века. Здесь начальник ФКУ «Упрдор „Тамань“» Кайрат Турсунбеков рассказывает последнюю информацию о происходящем на объекте.

   
   

«Мы приближаемся к „экватору“ по плану создания трассы жд-моста, — говорит Кайрат Турсунбеков. — Верхнее строение пути устраивается параллельно в обоих направлениях от таманской стороны, и сегодня готово 19 км. Всего же должно быть уложено 38 километров рельсошпальной решётки».

Укладка рельсошпальной решётки на Крымском мосту. Фото: АиФ/ Александр Власенко

За 10 месяцев с момента открытия автодорожной части Крымского моста по нему проехало почти 4,5 миллиона транспортных средств, в том числе порядка 50 тысяч автобусов и 260 тысяч грузовиков. Благодаря чёткой работе всех служб эксплуатации первая зима прошла для объекта без сбоев, хотя погодные условия были непростыми. Набралось в общей сложности около 900 штормовых часов, что в пересчёте составляет почти 40 дней. Но это обычное явление для Керченского пролива, поэтому и стройка железнодорожной части Крымского моста идёт по плану. Сейчас в самом разгаре укладка рельсов.

Параллельно идут работы по устройству инженерных систем и сооружений, необходимых для эксплуатации железнодорожного моста: это системы сигнализации, энергоснабжения, освещения. Строятся производственные базы для служб эксплуатации. Ведутся работы по устройству водоотвода с локальными очистными сооружениями, чтобы вода с моста не стекала в море. Устанавливаются шумозащитные экраны вблизи населенных пунктов. По словам Кайрата Турсунбекова, к лету мостовое полотно будет готово.

На мосту уже уложено 19 километров рельсов из 38. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Без стука колёс

Мы едем на остров Тузла, чтобы своими глазами увидеть укладку рельсов. На Крымском мосту этот процесс проходит намного сложнее, чем где бы то ни было. Первое, что бросается в глаза после нашего подъёма на пролётные строения, — белоснежная ткань, которой покрывают конструкции. В первые мгновения на неё даже как-то неловко наступать, потому что каждый шаг отпечатывается. Но, с другой стороны, приятно, что мы хотя бы так можем оставить след на мосту.

«Для защиты металлических конструкций моста от воды укладывается слой гидроизоляции, — объясняет нам суть происходящего представитель подрядной организации Евгений Чибышев. — Чтобы избежать его трения с щебёночным основанием, также укладывается слой пенополистирола толщиной 40 сантиметров. А он, в свою очередь, укрывается этим белым полотном: геотекстилем, который служит разделительным слоем между верхним строением пути и основанием».

Рабочие укладывают геотекстиль. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Прямо поверх этой белой ткани укладывается рельсошпальная решётка, которую доставляет спецсостав с краном со стороны Тамани. То есть фактически поезда уже начали двигаться по мосту, хотя ещё и не могут проехать по нему от края до края. Путь растет на наших глазах: на укладку одной 25-метровой секции с рельсами уходит всего 10 минут. Кстати, после открытия моста проезжающие по нему пассажиры не должны услышать знакомого всем характерного стука колёс. По словам строителей, традиционных стыков на железной дороге просто не будет. Через каждые 440 метров установят так называемые уравнительные стыки, которые нужны для снятия температурных напряжений.

   
   

Читайте также: Как охраняют Крымский мост?

Журналисты интересуются: «Могут ли железнодорожный мост сдать досрочно, как автомобильный?» Заместитель генерального директора ПАО «Мостотрест» Евгений Бирюков поясняет, что требования к железнодорожному мосту намного выше, и поэтому спешить не будут. Нужно сделать всё надежно, к тому же движение по мосту зависит от подъездных путей, которые строятся по утверждённому плану. Их сдадут в декабре, как и сам мост.

Вид на стройку с железнодорожной арки Крымского моста. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Гордость берёт»

Евгений Бирюков — один из самых «возрастных» строителей, участвующих в сооружении моста. Возможно, поэтому он не ограничивается только технической информацией и охотно делится своими эмоциями.

«Я приехал сюда 5 января 2016 года, когда здесь только погружались первые трубосваи, — говорит Евгений Николаевич. — А уже в мае 2018 года по мосту поехали машины. Меня гордость берёт, что мы „переварили“ такой большой объём работ за столь короткий срок. И самое важное, хочу, чтобы вы все запомнили: за это нужно уважать и благодарить рабочих. Только вдумайтесь: через их руки прошли сотни тысяч кубов бетона и сотни тысяч тонн металла. Я горжусь тем, что попал на эту стройку. Наверное, я заслужил это за сорок лет своей работы. Думаю, что каждый настоящий мостовик мечтает участвовать в таком строительстве».

Кто-то обращает внимание на окающий говор Евгения Бирюкова и спрашивает, откуда он. Строитель признаётся, что родился в Полтавской области, куда сейчас не может попасть для встречи с родственниками. Его предупредили, что ему как одному из руководителей стройки Крымского моста просто опасно ехать на Украину.

По Крымскому мосту уже проехали 260 тысяч грузовиков. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Последнюю остановку мы делаем в районе фарватера Керчь-Еникальского канала, над которым установлены арки. Нас встречает заместитель начальника компании «СГМ-Мост» Дмитрий Кондаков, которого вся Россия узнала после торжественного открытия автомобильного Крымского моста. Он был одним из тех двух строителей, которые ехали в кабине КАМАЗа вместе с Владимиром Путиным.

Дмитрий Кондаков вкратце рассказывает об основных этапах стройки за несколько лет. Он напомнил, что в пиковые моменты в возведении объекта участвовали до 15 тысяч человек. Столько было зафиксировано на контрольно-пропускном пункте, через который проходят все строители. Сейчас на мосту трудится примерно в три раза меньше людей, потому что стройка близится к концу.

Сейчас на мосту работают около пяти тысяч строителей. Фото: АиФ/ Александр Власенко