«Полная отмена!» Шахрай: Украина сама лишила себя Донбасса, Крыма и Одессы

Сергей Шахрай на заседании экспертного медиаклуба «АиФ. Медиа» © / Игорь Харитонов / АиФ

12 декабря в пресс-центре «АиФ» состоялось заседание экспертного медиаклуба «АиФ. Медиа», который ИД «АиФ» проводит совместно с Финансовым университетом при Правительстве России. Модератором беседы выступил главный редактор ИД «Аргументы и факты» Михаил Чкаников, сомодераторами - декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гульнара Ручкина и первый заместитель главного редактора издательского дома Валерий Рукобратский. Оно было посвящено принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Напомним, что один из первых вариантов Основного закона был опубликован именно в «АиФ».

   
   

В каких условиях велась разработка Основного закона? Какими могли бы стать последствия кризиса 1993 г., когда в Москву ввели войска? Как повлияла Конституция на развитие России? На эти и другие вопросы постарался найти ответы гость медиаклуба Сергей Шахрай — автор Конституции Российской Федерации 1993 г., действительный государственный советник РФ 1 класса.

Когда Украина осталась без Крыма и Харькова?

Вообще-то Украина должна была возникнуть как самостоятельное государство с принципиально другими очертаниями границ. Невероятно, но об этом почему-то не говорят даже те, кто знает, как обстояли дела. Смотрите: 1 декабря 1991 г. был проведён Всеукраинский референдум, подтверждающий независимость Украины и её выход из состава СССР. А 5 декабря Верховная рада принимает решение о денонсации договора образования Союза ССР от 30 декабря 1922 г.

Но что такое денонсация? Это аннулирование, полная отмена. А значит, автоматическое возвращение в ту ситуацию, в то состояние, в котором договор был подписан. То есть Украина сама — никто её к этому не принуждал! — вернула себя в реалии и в границы 1922 г. Без Крыма, без Харькова, без Львова, без Одессы, без Донбасса... Всё предельно ясно! Какие тут могут быть вопросы? Разве что такой: почему наши юристы, наши историки, пропаганда обходят или предпочитают не замечать этот факт?

Между прочим, именно поэтому Украина до последнего держалась за СНГ. С чисто формальной точки зрения для украинских элит это было важно. Дело в том, что Статья 5 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества». В рамках содружества! То есть чёрным по белому прописано — пока ты в СНГ, всё в порядке, границы законны. А как только вышел — с юридической точки зрения сразу возникает вопрос о законности границ. Следом — вопросы об их урегулировании, пересмотре и демаркации...

Итак, с юридической точки зрения 5 декабря Украина вернулась к границам 1922 г. А Соглашение о создании СНГ было подписано три дня спустя — 8 декабря 1991 г. То есть когда само понятие «существующие границы Украины» претерпело существенные изменения по причине поспешности украинских элит, стремившихся как можно быстрее «избавиться от зависимости».

«Черномырдин мог по-русски крепко сказать»

Конституция по объёму — не очень крупный документ. Но она живёт и развивается с помощью федеральных конституционных законов и решений Конституционного суда. Она предполагает и может подсказать принятие целого ряда решений. Например, как избежать кризиса в конфликте между парламентом и правительством, между центром и регионами, между президентом и премьером... И тут не имеют значения ни фамилия президента или премьера, ни фамилии депутатов Государственной Думы. Конституция — это процедурный документ. Своего рода пакет более-менее готовых решений из серии: «В ситуации номер один смотри конверт номер один», понимаете? Поэтому она тридцать лет и прожила, нравится нам это или не нравится...

   
   

Приведу пример. 1995 г. Продолжается противостояние между парламентом и правительством. В Госдуме большинство у КПРФ, а им не нравится ничего — каждая неделя начинается с постановки вопроса о вынесении вотума недоверия правительству. Обстановка серьёзная — назревает нешуточный кризис. Я прихожу к главе правительства, Виктору Черномырдину. И говорю — Виктор Степанович, а давайте напишем в Госдуму письмо и попросим выразить правительству доверие... Ну, Виктор Степанович мог по-русски крепко сказать, это всем известно. Он и сказал, что думал, не стесняясь, — и про меня, и про это письмо, и про парламент... А потом успокоился и спросил — зачем? Да затем, что в Конституции прописано — если правительство само попросит выразить ему доверие, то Госдума обязана проголосовать по этому вопросу в течение семи дней. И если вдруг Дума откажет в доверии, то Президент в течение следующих семи дней вправе Госдуму распустить и назначить новые выборы...

Два дня на Охотном ряду в Думе стоял чудовищный крик. Но на третий все фракции приехали в Дом Правительства на Краснопресненскую набережную и обо всём договорились. То есть в Конституции есть рецепты для решения таких вот проблем.

Гражданскую войну погасили в зародыше

Новая Конституция создавалась в очень сложный момент. Декорации были тревожные. В марте 1993 г. была предпринята попытка импичмента Ельцина. Попытка провалилась, тем не менее вопрос о том, кому доверяют граждане России: Совету народных депутатов или президенту — был вынесен на референдум 25 апреля 1993 г. Борис Николаевич пригласил меня и крупнейшего отечественного правоведа Сергея Алексеева, обозначив перед нами вопрос: успеем ли до референдума составить проект новой Конституции? Чтобы выйти к народу не с пустыми руками. Мы сначала ошалели... А потом обрадовались, потому что быть автором Конституции, да и просто причастным к работе над ней — великое счастье для любого юриста.

Что, конечно, не отменяло чудовищно сжатых сроков. Но тут спасло то, что я до этого занимался вопросами Конституции в течение 21 года, а Сергей Алексеев — вообще лучший теоретик права в нашей стране. И у нас к тому моменту уже были более-менее готовые проекты... Мой назывался «Вариант номер ноль» и, кстати, впервые был опубликован у вас в еженедельнике «АиФ» в апреле 1992 г.

Именно поэтому нам удалось за такой, казалось бы, невероятный срок подготовить сводный проект Конституции, который был опубликован Президентом как своего рода план обустройства России. Это состоялось в конце апреля 1993 г. — тогда ещё конфликт между правительством и парламентом не достиг такой глубины. Президент с проектом новой Конституции был поддержан на референдуме. Именно тогда и появилось предложение назначить на начало июля 1993 г. одновременные досрочные выборы и Президента, и парламента. Начать всё с чистого листа — то, что многие называли «нулевым вариантом»... К сожалению, задуманное не осуществилось. Взаимное упрямство сторон привело к пику кризиса власти и к вооружённому противостоянию в Москве в октябре 1993 г.

К счастью, гражданскую войну удалось погасить в зародыше. Думаю, здесь сыграло свою роль сразу несколько факторов. Всё-таки явное противостояние ветвей власти наблюдалось только в Москве. А регионы видели и обратное. Например, был небольшой период, когда ваш покорный слуга — тогда заместитель Председателя Правительства РФ — и Рамазан Абдулатипов — тогда заместитель Председателя Верховного Совета — ездили вместе по регионам. И люди видели, что есть человек от парламента и человек от президента, которые работают фактически рука об руку. Что можно не бить друг другу морды, а договариваться... К тому же из-за либерализации экономики произошёл спад протестной активности, и ни одна из политических группировок не смогла обзавестись по-настоящему массовой поддержкой со стороны граждан, которым было уже не до политики, а только бы семью прокормить. Гражданская война из пределов Москвы не перекинулась в Тамбов, в Тулу и далее — там сказали: «Да чума на оба ваши дома, сами разбирайтесь!» По сути, регионы, уже в который раз в истории России, спасли страну. Людям нужен был порядок. А одним из первых шагов к порядку и примирению стало как раз принятие Конституции. Закона, который регулирует основные положения нашей жизни. Знаете, есть сравнение — Конституция, она сродни воздуху. Когда воздух чистый и правильно циркулирует, его не замечают, его как бы и нет, он вроде и не нужен. Но если воздуха вдруг станет недостаточно, или он будет отравленным, сразу станет ясно, что случилась беда. То же самое и с Конституцией. Когда она работает, её почти не замечают. И слава Богу — раз так, значит, всё идёт нормально. И ведь идёт — вот уже 30 лет...