Почём мандат? На что кандидаты в депутаты ГД потратят миллионы

Для одних выборы - немалые расходы, для других - шанс заработать. © / Кирилл Кухмарь / РИА Новости

Много или мало?

18 сентября впервые с 2003 г. мы будем избирать депутатов не только по партийным спискам, но и персонально - по одномандатным округам. Не секрет, что выборы - удовольствие не из дешёвых. Официально избирательный фонд претендента на думское кресло (формируемый за счёт добровольных пожертвований как физических, так и юридических лиц) не может превышать 40 млн руб. Сумму увеличили (с 15 млн) недавно, но политтехнологи не уверены, что и этих денег хватит. Так,

Пётр Быстров, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), полагает, что на одного избирателя кандидат в идеале должен потратить в среднем 10 долл. А в целом победа по округу из 500 тыс. избирателей будет стоить 1,25 млн долл., или около 80 млн руб.!    
   

Политтехнолог, глава Политической экспертной группы Константин Калачёв говорит, что можно, конечно, на выборы

ухнуть и 150 млн руб., только это всё блажь. Расходы большинства кандидатов не превысят 50-80 млн руб. Сэкономят те, кто имеет мощную поддержку родной партии. Сразу несколько депутатов Госдумы, которые намерены побороться за свои мандаты ещё раз, в разговоре с «АиФ» подтвердили, что вполне уложатся в разрешённые 40 млн. А политтехнологи, мол, завышают сметы ради своего заработка.

Но нарушители, скорее всего, найдутся. Правда, доказать превышение избирательного фонда очень сложно. Например, листовок с агитацией можно отпечатать 100 тыс., а по документам провести 10 тыс. Если не поймать машину с тиражом на выезде из типографии, то доказать, что за остальные 90 тыс. заплатили налом мимо избирательной кассы, практически невозможно. Случались попытки поймать ловкачей за руку, но безуспешные. Так, во время охоты за мандатами в местном совете небольшого поселения один кандидат потребовал объяснений у другого, из каких средств тот оплатил праздник День строителя - на нём полным ходом шла агитация, с аттракционами, угощением и даже раздачей денег. Разумеется, ответ был такой: мероприятие не имело к выборам никакого отношения, а кандидат «просто мимо проходил».

На что потратят?

Павел Данилин, глава Центра политического анализа (ЦПА), уверен, что более 100 млн рублей потратят только заезжие гастролёры, «которые прибыли из столицы и сказали: «Сделайте мне так, чтобы было красиво». А в среднем по России можно уложиться в 30-50 млн руб. На что именно уйдут эти миллионы? Так, стоимость работы штаба в регионе для кандидата-одномандатника, по оценке ЦПА, составит около 1 млн руб. в месяц. Средняя зарплата агитатора в самых небогатых регионах - 5 тыс. руб. ежемесячно. Бригадир получает 7,5 тыс. «При этом надо понимать, что ни те, ни другие не трудятся круглые сутки, а занимаются этим либо для того, чтобы иметь прибавку к пенсии или стипендии, либо в свободное от работы время», - утверждают специалисты ЦПА. По их подсчётам, данная статья расходов - порядка 15 млн руб. за 2-3 месяца. Кстати, это неплохой шанс подзаработать. Если вы чувствуете в себе потенциал агитатора (способны ходить по квартирам и офисам, убеждать, что ваш кандидат лучше всех, не постесняетесь на улице раздавать листовки или собирать подписи), то вполне можно наняться на работу. Тем более что в богатых регионах платят больше. 

Затраты на агитацию в СМИ обойдутся кандидатам ещё минимум в 5 млн руб. На 2 млн можно будет поставить 40 щитов с наружной рекламой. На различные «позитивные проекты» (иначе говоря - добрые дела) предлагается заложить 2 млн руб. Самый простой - построить детскую площадку во дворе. Удовольствие, кстати, не из дешёвых, но гарантированно поможет завоевать сердца избирателей. Хорошо воспринимаются «агитпоезда»: когда за кандидата возят агитировать вип-персон из местной элиты. Ещё 2 млн руб. уйдёт на организацию митингов или концертов (но это если не приглашать звёзд уровня Пугачёвой). Примерно 15% бюджета региональной кампании - на листовки, календарики и плакаты. Затраты на наблюдателей, юристов и прочее в сам день голосования составят около 2,5 млн. Итого - не больше 42 млн руб. с кандидатского носа.

Что нам с того?

Политтехнологи предлагают всем способ сэкономить - не перебарщивать с агитацией. Если десятки ходоков от разных партий начнут то и дело стучаться в дверь избирателя, то он может разозлиться и вообще не пойти голосовать. Александр Серавин, директор исследовательских программ экспертной группы PieR, напоминает, что в 38 регионах кроме Госдумы будут выбирать ещё и заксобрания, а где-то и гордумы с мэрами. Кампании надо синхронизировать, говорит Серавин, чтобы от одной партии до избирателя доходил только один агитатор.

Факты
Если в 225 округах только один кандидат в депутаты ГД потратит 40 млн руб, то по стране это будет уже 9 млрд руб.
Есть и хорошие новости. Перед выборами Госдума приняла закон об обязательном участии в дебатах кандидатов в депутаты ГД. Так что телезрителям будет на кого посмотреть и из кого выбрать. Впрочем, эксперты подтвердили «АиФ»: несмотря на бурное развитие Интернета, основной акцент в агитации будут делать не только на ТВ, но и на печатную продукцию, которую читает старшее поколение. Пенсионеры в отличие от молодёжи - самый организованный электорат, который дисциплинированно ходит на выборы, и важно склонить их на свою сторону.    
   

Но про активность в Интернете всё-таки не забудут - к пущей выгоде граждан. Медиаменеджер Денис Терехов уверен: политики, желающие победить, будут не только рекламировать себя в соцсетях, но и позаимствуют опыт некоторых успешных крупных банков и компаний. Те отслеживают негативные комментарии в Интернете о своей работе и оперативно решают конфликтные ситуации. То есть на жалобу в Сети на протёкшую крышу или поборы в школе тоже станут слетаться кандидаты с предложениями решить вопрос. И тут главное - не упустить момент: пусть пиарятся сколько хотят, лишь бы порядок в округе навели и крышу залатали. Так что от миллионов, потраченных на выборы, каждый из нас может получить и свою пользу.