В понедельник, 21 февраля, в Волгоградской области был введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в связи с наплывом беженцев из ДНР и ЛНР. Об этом сообщается на официальном сайте правительства области. Это уже шестой по счету регион России, который перешел в режим ЧС за текущие три дня. Сейчас он действует в Пензенской, Ростовской, Воронежской, Курской и Саратовской областях. Почему в регионах страны вводят режим повышенной готовности и что это значит для жителей и местных властей, разбирался АиФ.ru.
Что такое режим ЧС?
Согласно ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», режим ЧС — это обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.
Почему в регионах России вводят режим ЧС?
В связи с большим потоком беженцев, прибывающих в Россию из ДНР и ЛНР, шесть регионов страны приняли решение ввести на своих территориях режим ЧС. Как пояснил губернатор Воронежской области Александр Гусев, режим повышенной готовности позволит оперативнее решать вопросы, связанные с беженцами:
- обеспечить их бытовыми вещами;
- организовать тестирование на COVID-19;
- выделить финансирование и т. д.
«Поток людей из ДНР и ЛНР растет. Именно поэтому нужно максимально оперативно и комфортно разместить прибывших в пунктах временного размещения. Для этого ввел на территории региона режим ЧС», — ссылается на слова Гусева пресс-служба Правительства Воронежской области.
Губернаторы остальных пяти регионов, где также введен ЧС, объясняют введение крайней меры аналогично.
Какие права есть у органов власти при введении ЧС?
Введение режима ЧС позволяет властям на свое усмотрение определять, кому и какую помощь оказывать, а также конкретно в этом случае выделять средства на развертывание пунктов временного размещения, транспорт для перевозки беженцев и финансовые выплаты прибывшим. Так, согласно ст. 4.1 ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы власти имеют право:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;
- определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС (за исключением государственного материального резерва);
- определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов власти и организаций;
- приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников организации и иных граждан;
- осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, а также на создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.
На какие права и обязательства может рассчитывать население при введении ЧС?
Согласно статьям 18 и 19 ФЗ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», у обычных граждан региона есть как права, так и обязательства:
- защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
- информирование о риске, которому граждане могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
- медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;
- получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
- пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности по причине увечий или заболеваний, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- оказание содействия в работе аварийных служб при необходимости;
- соблюдение законов и иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдение мер безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, недопущение нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
- изучение основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой помощи пострадавшим, правил охраны жизни людей на водных объектах и т. д.
https://www.volgograd.ru/gubernator/tekush/393443/
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/