Почему у «независимых кандидатов» подписи избирателей фальшивые на 60%?

Ответ эксперта

7 августа Центральная избирательная комиссия отклонила жалобу юриста ФБК Любови Соболь на отказ в регистрации в качестве кандидата на выборы в Мосгордуму. Ранее такое же решение озвучили в адрес несостоявшегося кандидата Ивана Жданова. Одной из причин отказа стали «мертвые души», найденные у них и еще у 11 «независимых кандидатов» в подписных листах.

   
   
Любовь Соболь. Фото: РИА Новости/ Илья Питалев

«Мертвые души» среди избирателей

О том, что среди подписей, необходимых для выдвижения на выборы в Мосгордуму, собранных Любовью Соболь, Дмитрием Гудковым, Иваном Ждановым и еще рядом оппозиционных политиков, есть автографы умерших людей, в середине июля рассказал член Общественной палаты, адвокат Илья Ремесло

В качестве члена Общественной палаты (ОП) адвокат Ремесло занимался проведением тренингов для членов участковых избирательных комиссий, в том числе обучая их определять сомнительные автографы в подписных листах. Каждому кандидату для регистрации на выборах нужно было сдать определенное количество подписей избирателей из округа в свою поддержку (около 5 тысяч автографов, число отличается в зависимости от округа). Когда кандидаты начали приносить подписные листы, члены участковых избиркомов заподозрили некоторых из них в фальсификациях.

«Члены ряда избирательных комиссий передали мне заметки по 300 записям в подписных листах. Это подписи в поддержку Гончарова, Бабушкина, Соловьева, Соболь, Гудкова. Мы проверили их. Смотрели соцсети, с помощью волонтеров организовали поквартирный обход, опрашивали людей. По итогам проверки оказалось, что из 300 лишь около 100 подписей соответствуют реально существующим людям. Еще в примерно 150 документах есть ошибки в паспортных данных, т. е. таких людей не существует, а еще около 50 подписей принадлежат и вовсе умершим людям», — заявил Ремесло корреспонденту АиФ.ru.

К примеру, умершая 8 июня 2019 года Елена Иосифовна Березина якобы поставила подпись в поддержку Соболь 27 июня. Умершая 29 марта Антонина Ивановна Ларчева якобы подписалась за Соболь 29 июня. «Родственники покойных, с которыми мы разговаривали, в шоке от происходящего. У них огромные вопросы ко всем этим кандидатам», — рассказал член Общественной палаты. Многие из них просили АиФ.ru не публиковать данные своих родственников.

Интересно, что у умерших людей были изменены даты рождения. По словам Ильи Ремесло, это сделано для того, чтобы не привлекать внимание избиркома. «В избиркоме подписи пенсионеров привлекают больше внимания, чем подписи молодых людей. Поэтому в штабах кандидатов, видимо, давали команду менять год рождения на более поздний, чтобы соответствовать образу „кандидата от молодежи“ и не вызывать подозрения у избиркома», — говорит юрист.

Волонтеры ОП обошли многие из адресов, по которым зарегистрированы предполагаемые подписанты оппозиционных кандидатов. Во многих случаях выяснилось, что люди со схожими паспортными данными там не живут. Где-то и вовсе оказалось, что дома заброшены или расселены и отданы под снос. А в начале июля, напомним, в одной из московских квартир был найден «штаб» фальсификаторов подписей, которые заполняли подписные листы по базам данных в поддержку Соболь.

   
   

На выборы, чтобы устроить митинг

«Если принять к сведению, что из 300 проверенных нами подписей было 200 фальшивых, получается, что в среднем 60% собранных так называемыми „независимыми кандидатами“ автографов избирателей сфальсифицированы. Это значит, что оппозиционерам удалось собрать не больше 2000 подписей на кандидата при минимуме примерно в 5000», — говорит АиФ.ru Илья Ремесло. Решение ЦИК отклонить жалобы оппозиции на недопуск кандидатов к выборам он назвал справедливым. «Я выступаю за то, чтобы опубликовали все сфальсифицированные кандидатами подписи и люди об этом знали», — говорит он.

По его мнению, цель оппозиции — это не участие и победа на выборах, а дискредитация московской избирательной кампании и организация массовых протестов.

«Глава штаба Навального Леонид Волков говорил, что даже одна подпись умершего человека говорит о фальсификациях. Теперь мы видим, что у кандидата Навального Любови Соболь по меньшей мере 10 подписей умерших людей. О какой честной избирательной кампании тогда можно говорить?» — заявил корреспонденту «АиФ» Илья Ремесло.

«Побеждать на выборах в столичный парламент так называемые „независимые кандидаты“ не рассчитывали с самого начала, — считает политолог Дмитрий Гусев. — Ещё 2014 год показал, что количество их сторонников в столице крайне невелико. С тех пор ситуация не изменилась. Даже сейчас на пиковый оппозиционный митинг (согласованный с мэрией 20 июля) пришли 10-12 тысяч человек. Для многомиллионной столицы это капля в море». Уже на митинге 27 июля было всего 6 тысяч человек, а из тысячи задержанных 600 человек не имели московской прописки. Т. е. не могли участвовать в выборах в Мосгордуму, из-за которых и начались протесты.

«Фальсификации нужны были для того, чтобы избирком отказал в регистрации. После этого можно было кричать о нарушенных правах и вывести недовольных властью людей на улицы. А теперь остаётся только провоцировать правоохранителей на задержание участников акций. Чем хуже будут развиваться события, тем лучше для лидеров протеста», — считает Гусев.

По его словам, в идеале оппозиционные кандидаты хотели бы, чтобы сейчас в Москве было то же самое, что на акциях «жёлтых жилетов» во Франции: погромы, массовые беспорядки и силовое противостояние протестующих с полицией.