По плану, со знаком плюс. Владимир Путин подвёл итоги 2016 года

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Глава государства ответил на 67 вопросов журналистов на самые разные темы - от политики и экономики до экологии и спорта. Один из самых важных посылов: в новый год страна вступает с осторожным оптимизмом, результаты, которые демонстрирует российская экономика, выглядят лучше сделанных год назад прогнозов.

   
   

Экономика. Где формула роста?

■  По основному показателю - ВВП страны - в прошлом году у нас был спад 3,7%... За ноябрь мы наблюдаем небольшой рост ВВП, и, скорее всего, по году у нас будет минус 0,5-0,6%. За счёт чего происходит этот рост? За счёт роста в некоторых отраслях реального сектора... У нас плюсы по грузовикам, по тяжёлому машиностроению, по дорожной технике, по транспортному машиностроению, по химии, по лёгкой и перерабатывающей промышленности, по сельскому хозяйству - там рост вообще серьёзный, на данный момент - 4,1%, по году будет не меньше четырёх... Динамика очень хорошая, надо её сохранить.

■  Инфляция... Скорее всего, это будет где-то в районе 5,5% (по итогам 2016 г. - Ред.). То есть это рекордно низкий уровень инфляции. 

■  В чём проблемы? Нам нужно обеспечить... дальнейший рост экономики и промышленного производства, у нас припали реальные располагаемые доходы населения... Но здесь есть определённый... положительный тренд: за последние месяцы мы наблюдаем очень скромный, но всё-таки рост реальной заработной платы в реальном секторе экономики, и это в целом настраивает на позитивный лад.

■  Очень серьёзные шаги сделаны в сфере импортозамещения по целому ряду отраслей: фармацевтическая промышленность, химическая промышленность, лёгкая промышленность, тяжёлое машиностроение, железнодорожная техника.

Яков Миркин, заведующий отделом ИМЭМО РАН:

- Остановить падение доходов населения может только рост экономики. Формула выхода из кризиса, роста и модернизации известна: рост доступности кредита (прежде всего в регионах), замораживание цен и тарифов, регулируемых государством, умеренно слабый курс рубля, сильные и простые налоговые стимулы роста и модернизации, максимум льгот для иностранных инвесторов, снижение числа нормативных актов в экономике, уменьшение её регулирования, осторожное снижение общего налогового бремени, бюджетные инвестиции в экономику (в т. ч. за счёт роста госдолга до 30-35%). И, разумеется, нужны структурные реформы: разгосударствление, создание конкурентной среды, сильное антимонопольное регулирование, приватизация, защита собственности, независимые суды. Также очень важный момент для экономики - снижение внешнеполитической напряжённости, то есть «перезагрузка» отношений с Западом. Делать всё это нужно осторожно, постепенно, обязательно всё вместе. Это приведёт к совершенно другой атмосфере в бизнесе - «высвобождения», «лёгкого дыхания», меньших рисков. К другим - длинным - деньгам и инвестиционным горизонтам. Это значит, что Россия вместо страны, вывозящей капитал 20 с лишним лет (кроме 2006-2007 гг.), может стать страной - импортёром капитала, страной деофшоризации.

   
   

Социум. Добиться социальной справедливости

■  В начале года выплатим 5  тыс. всем категориям пенсио­неров. В бюджет заложена индексация пенсий по старости на инфляцию 2016 г. С 1 апреля будут проиндексированы социальные пенсии.

■  Налоговые сборы (платная парковка и т. д.) устанавливаются муниципалитетами и субъектами Федерации. Правительству поручено создать реестр неналоговых платежей, чтобы понимать, что происходит в стране.

■  Налоги на граждан - НДФЛ, налог на транспортные средства и налог на имущество - остаются у нас наиболее низкими в мире... Каков был результат после введения плоской 13-процентной шкалы на доходы физических лиц: сборы  увеличились в 7 раз... Замену плоской шкалы НДФЛ на дифференцированную сейчас считаю нецелесообразной. Социальная справедливость может быть достигнута увеличением налога на дорогие транспортные средства, дорогую недвижимость.

Сергей Жаворонков, ст. н. с. Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара:

- Прогрессивная шкала подоходного налога (НДФЛ), вопреки расхожему представлению, не уменьшит сверхприбыли богатых. Почему замену плоской шкалы (13% от доходов независимо от их размера) на дифференцированную (чем выше доходы, тем больше ставка налога) власти считают нецелесообразной и почему это не имеет отношения к социальной справедливости? Дело в том, что олигархи переводят деньги в офшоры, в России они тем самым налоги не платят. Прогрессивное налогообложение (дифференцированная шкала) ударит исключительно по доходам среднего класса, по людям, зарабатывающим от 100 тыс. руб. в месяц, а это сложно сегодня считать очень высокой зарплатой. А вот собираемость налогов упадёт неизбежно, о чём и говорит президент.

Сказано

■  Если какой-то из регионов получает сверхдоходы, исходя из наличия в этом регионе природных ресурсов, то мы должны помнить, что это общенациональные природные ресурсы.

■  Детей-то лучше не шлёпать и не ссылаться при этом на какие-то традиции. От этих шлепков до избиений… Существует много других способов воспитания.

■  Люди, где бы они ни жили, не должны чувствовать себя в отрыве от общей жизни страны и уж точно совершенно должны пользоваться хотя бы элементарными благами современной цивилизации.

■  То, что происходит в Иркутске (с отравлением метиловым спиртом. - Ред.), - страшное безобразие, поскольку контролирующие и прочие органы, которые должны были за этим следить, не предотвратили этой трагедии.

■ Возможно, но нецелесообразно (ответ на вопрос, возможны ли досрочные выборы президента в 2017 г. - Ред.).

На пресс-конференцию Владимира Путина в этот раз аккредитовались 1437 журналистов - на 47 человек больше, чем годом ранее. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Власть. Барство чиновников раздражает 

■  В отношении строитель­ства нашими представителями бизнеса, в том числе предприятий с госучастием,  вызывающих по внешнему виду объектов недвижимости. Я согласен, по­скромнее надо быть. Я много раз об этом им говорил и надеюсь, что они услышат. Это касается и премий, это касается доходов. Даже если это в рамках закона, возможно, нужно понимать, в какой стране мы живём, и не раздражать людей.

Николай Миронов, глава Центра экономических и политических реформ:

- Быть скромным и сдержанным в своём образе жизни чиновник просто обязан: он лицо государства. По тому, как он себя ведёт и как живёт, люди судят обо всей власти.

Каждый депутат, губернатор должен понимать - он на виду, спрятаться от внимания общества и прессы невозможно. Встречаются у нас регионы и города, где все жители знают: вот это «поместье» мэра, тут живёт начальник полиции, здесь - главный пожарный, налоговик и т. д. Если это целая вилла со штатом прислуги и парком на сто гектаров, то у людей неминуемо появятся вопросы - а на какие доходы всё это куплено? И как роскошный замок помогает чиновнику выполнять свои обязанности? Или же он просто перепутал время и заделался аристократом мест­ного разлива? Барство и роскошь особенно неприличны в кризис. Когда средняя зарплата в стране едва превышает 30 тыс. рублей, когда все деньги у многих уходят на скромную еду, чиновничьи виллы и лимузины вдвойне раздражают. 

Внешняя политика. Готовиться к переговорам

■  Демократическая партия (в США. - Ред.) проиграла не только президентские выборы, но и выборы в Сенат, в Конгресс. Это что, тоже наша, тоже моя работа? Часовню тоже мы развалили? Они по всем фронтам проигрывают и ищут виновных на стороне. Это унижает их собственное достоинство.

■  Господин Трамп в ходе избирательной кампании говорил, что он считает правильным нормализовать российско-американские связи, и сказал, что хуже уже точно не будет, потому что хуже некуда. Я с ним согласен. Вместе подумаем, как сделать, чтобы было лучше. 

■  Думаю, что это (убий­ство посла в Турции. - Ред.) прежде всего было покушением на Россию, на российско-турецкие отношения. Мы понимаем важность и значение россий­ско-турецких отношений. Нам удавалось после нормализации отношений находить эти компромиссы. 

■  Безусловно, мы хотим, чтобы у нас (в лице Европы. - Ред.) был надёжный, сильный и самостоятельный партнёр. Если нам в решении вопросов между Европой и Россией нужно обращаться в третью страну, то тогда с самой Европой неинтересно разговаривать... Как должна Европа строить отношения внутри себя - это не наше дело. Мы настроены на совместное решение задач, которые перед нами стоят. Одна из них - это, безусловно, задача борьбы с террором. 

■  Если (безвизовый режим между Украиной и ЕС. - Ред.) и будет, то в усечённом виде и поставит трудовых эмигрантов с Украины в Европе в совершенно неподобающее положение.

■  Хорошо было бы добиться того, чтобы на Донбассе украинскую армию не считали оккупантами в своей собственной стране. «Нормандский формат» действительно не демонстрирует сверхэффективности. Но другого нет. Если мы утратим этот механизм, этот инструмент, то ситуация будет деградировать, и довольно быстро, чего бы не хотелось.

В. Путин: «Когда мы занимаемся такими чувствительными вопросами, от решения которых зависят судьбы миллионов людей, нужно быть людьми прежде всего». Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Павел Демидов, старший преподаватель МГИМО:

- Аккуратность в высказываниях, спокойствие - первое правило в дипломатии. Тем более что в отношениях с новой администрацией США предстоит серия серьёзных переговоров. К слову, чем больше у нас шапкозакидательства насчёт «пророссийскости» Трампа, тем сложнее ему будет делать шаги навстречу: помимо администрации, госсекретаря существует ещё и Сенат, который традиционно негативно настроен по отношению к России. 

Нам на руку то, что сам Трамп сегодня видит основную угрозу для США не в России, а в радикальном исламском терроризме, как он его сам называет, и в Китае. На руку России и то, что многие американские политики пока попросту перестали критиковать Трампа, чтобы не получать множество гневных писем от его сторонников. Значительная часть американского общества сегодня на уровне аллергической реакции воспринимает заявления вашингтонских бюрократов. Люди видят вокруг много проблем и понимают, что в этом вряд ли виноваты Путин и страна, которая находится на другой стороне планеты. Отсюда - те самые 37% республиканцев, которые, по опросам, позитивно относятся к Путину. Это может дать Трампу большую свободу - от Сената - действий в отношении России. Но мы не знаем, насколько этот ресурс устойчив и касается самой России, - возможно, это просто тот случай, когда «враг моего врага - мой друг». 

В команде Трампа сейчас идёт выработка единой позиции: где России можно пойти навстречу, а где нельзя. Надо понимать: есть инерция генералов, которые готовятся к предыдущим войнам, есть привычное отношение к РФ, которая, по мнению многих в США, «неверно себя вела» в отношении международных проблем. Главное - не обольщаться и готовиться к переговорам.

Сказано

■ Пресса пощипывает и чиновников, и представителей крупного бизнеса, в том числе с госучастием, в принципе это хорошо. 

■ Вооружённые силы Соединённых Штатов являются самыми мощными в мире. А мы с этим и не спорим. Мы говорим, что мы просто сильнее любого агрессора.

■  В Европейском союзе принято решение о том, что страны Прибалтики должны войти в их энергетическое кольцо. Это создаёт для нас проблемы с энергоснабжением Калининграда. Нам наши европейские партнёры говорят о том, что нужно сближаться, а здесь, наоборот, без всяких видимых причин разрывают отношения.

■  Как же мы можем объединять усилия, если в отношении нас ввели санкции, а мы - ответные меры? Если, допустим, британские коллеги совершенно свернули отношения с ФСБ? Ну как можно говорить об эффективной работе на антитеррористическом треке? Да никак! Результат - пропускаем удары, тяжёлые и чувствительные.

■ Мы с удовольствием пойдём на отмену (ответных мер. - Ред.), хотя российские сельхозпроизводители нас призывают этого не делать, в том случае если наши парт­нёры отменят антироссийские санкции. 

■  Будучи назначенным на высокую должность, таскал сюда всякую гадость (речь об А. Родченкове, авторе допингового скандала. - Ред.)... Превратил это в свой личный бизнес, заставлял людей его (допинг. - Ред.) брать и применять... Когда ему хвост прижали, он ­удрал (на Запад. - Ред.) и начал там, защищая себя, всё сливать... Потом, как любого негодяя, бросят просто - никому такие не нужны.