Александр Павлов, aif.ru: — Какие события в жизни островного региона, произошедшие за последнее время, вы считаете наиболее важными?
Валерий Лимаренко: — Пожалуй, на первом месте сфера транспорта. Мы открыли в августе крупнейший на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске. И на днях на паромную линию Ванино-Холмск вышел новый паром «Александр Деев».
— И что далее?
— Сахалинская область должна стать перекрестком международных транспортных путей. Воздушных и морских, пассажирских и грузовых.
С этой целью мы создаем авиационный хаб, развиваем инфраструктуру. Новый аэровокзальный комплекс способен принять до 5 млн человек в год. В 2024 году планируем закончить строительство взлетно-посадочной полосы, пригодной для самолетов всех видов. Это даст возможность развивать авиационные грузоперевозки.
Но полосы и аэровокзала недостаточно. В состав хаба войдет аэросити. Это будет деловая инфраструктура широкого спектра: бизнес- и экспоцентры, гостиницы.
Развитию хаба будет способствовать также строительство завода по производству авиакеросина. Появится и логистический центр. Современная инфраструктура и недорогое топливо станут конкурентным преимуществом нашей области, которое, я уверен, привлечет новых перевозчиков, в том числе и иностранных.
Серьезные перспективы открываются и в сфере морского транспорта. Мы приступаем к модернизации Корсаковского порта. Это юг Сахалина. На Восточном экономическом форуме подпишем соглашение с компанией «Гидрострой». Она будет создавать в порту современный рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн сырья в сутки с оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тысяч тонн. «Гидрострой» вложит в проект 6,5 миллиарда, работу получат 250 рабочих мест.
Сейчас серьезная доля добычи отечественных рыбаков уходит за границу. Развитие переработки на родном берегу позволит решить эту проблему.
Вскоре начнется модернизация порта на западном побережье Сахалина в Александровск-Сахалинском районе. Там планируется построить многофункциональный перегрузочный комплекс. Он будет задействован в реализации проектов по переработке леса и добыче угля на крупном месторождении. Инвесторы, наши китайские партнеры, планируют вложить свыше 20 миллиардов рублей и создать 400 рабочих мест. Соглашение на этот счет также будет подписано в ходе ВЭФ.
Также на восточном побережье Сахалина будет создан многофункциональный порт с грузооборотом 14 миллионов тонн в год. Здесь появится портовая инфраструктура, а также нефтяной, угольный, газоконденсатный и бункеровочный терминалы.
— Если честно, удивили. Никак не думал, что в транспортной сфере вашего региона происходят столь масштабные события.
— Положение островной области обязывает. Отмечу, что воздушным и морским транспортом мы не ограничиваемся.
На полях Восточного экономического форума подпишем соглашение с «КАМАЗом» о создании логистического центра в Южно-Сахалинске. Он займется очень важным для нас делом — развитием транспортных перевозок с использованием экологически чистых видов топлива. Это позволит улучшить экологическую обстановку в наших населенных пунктах.
Вместе с компанией «Российские железные дороги» реализуем очень интересный проект. Включаем стальную магистраль в состав общественного транспорта в Южно-Сахалинской агломерации. Для продолжения этой работы на форуме мы подписываем соглашение с «РЖД». Будем увеличивать количество рейсов и остановочных пунктов, сокращать интервалы движения, чтобы людям было удобнее пользоваться новым городским транспортом.
— На ваш взгляд, преференциальные режимы на Дальнем Востоке оправдали себя?
— На такие вопросы всегда надо отвечать фактами. А они, что касается Сахалинской области, следующие. У нас в регионе созданы три территории опережающего развития, в двух муниципальных образованиях действует режим свободного порта Владивосток. В их рамках в экономику области вложено 64 миллиарда рублей. Создано свыше 5 тысяч рабочих мест. И это только начало. Общий объем инвестиций составит более 135 миллиардов рублей. А новых рабочих мест будет около 9 тысяч рабочих мест.
— Цифры внушают уважение. А можно назвать конкретные проекты в рамках преференциальных режимов?
— Пожалуйста. Аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске. О нем мы сегодня уже говорили.
Если взять сельское хозяйство, это крупнейшие региональные животноводческие комплексы «Мерси Агро Сахалин» и «Грин Агро Сахалин», построены тепличные комплексы совхоза «Тепличный». Они обеспечивают регион мясом, молоком, овощами.
Построено несколько заводов, которые перерабатывают уловы наших рыбаков. То есть сырье не ушло за рубеж, и все выгоды от этого получает наш регион, наша страна.
Угольная отрасль. У нас строится уникальный конвейер — самый протяженный в России. По нему уголь будет двигаться сразу от разреза до морского порта. С его запуском планируется увеличение объемов добычи угля до 20 миллионов тонн.
Наш главный туристический объект — горнолыжный курорт «Горный воздух» — стал точкой притяжения для поклонников зимних видов спорта всего Дальнего Востока.
В прошлом году на Курильских островах также была введена особая преференциальная зона. По решению президента России Владимира Путина для инвесторов на 20 лет обнулены налоговые ставки. Сейчас резиденты реализуют проекты в области туризма, добычи полезных ископаемых, переработки отходов.
— Планов и программ по развитию Дальнего Востока хватает. Но для того, чтобы их воплотить в жизнь, нужны кадры. Высококвалифицированные, и, желательно, местные. А с этим на Дальнем Востоке — большая проблема. Молодые люди уезжают учиться и зачастую не возвращаются. Что делать?
— Создавать условия, чтобы молодежь могла получить нужные знания в родном регионе. В этом году у нас произошло значимое событие. Мы приступили к строительству кампуса «СахалинTech». В его составе научно-образовательный комплекс и студенческий городок на 1500 человек.
Подчеркну, кампус — не просто новые стены. Это в первую очередь образовательное, научное и смысловое наполнение. Мы понимаем, что мало дать выпускнику диплом с хорошими отметками. Надо сделать так, чтобы вчерашний студент, выходя за порог альма-матер, знал, что его ждет перспективное рабочее место в нашей островной компании. Поэтому уже сейчас в университете идет «пересборка» образовательных программ вместе с ведущими предприятиями.
Попутно создаются учебно-научные лаборатории по таким актуальным направлениям, как энергетика, аквабиотехнологии, марикультура, строительные технологии и материалы, экология и природопользование, IT-направления и цифровизация. Преподавателей будем привлекать со всей страны, готовить кадры из числа местных молодых ученых. Запускаем программу релокации деятелей науки с мировым именем.
— Не боитесь, что хорошие специалисты, получив на Сахалине образование, все же будут уезжать? Чем их удержать?
— Конечно, кто-то уедет. Это неизбежно. Но чтобы осталось большинство, нужно здесь, на островах, создать новое качество жизни.
Одна из ключевых составляющих — жилье. Мы ведем масштабное жилое строительство. Уже два года подряд мы сдаем рекордные — 500 тысяч квадратных метров в год. Это более 1 метра на человека. Южно-Сахалинск уже второй год в первой пятерке городов России по объему вводимого жилья на душу населения. Строим мы, кстати, крупные жилые кварталы со всей необходимой социальной инфраструктурой — школами, детскими садами.
За счет набранных темпов быстро расселяем аварийный фонд. Сахалинская область досрочно завершила первую программу по расселению и одной из первых в России приступила ко второй. В 2026 году завершим расселение 700 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Более 32 тысяч человек переедут в комфортные квартиры.
При этом на островах развивается рынок арендного жилья. Оно предназначено для востребованных специалистов и работников бюджетной сферы. На Петербургском международном экономическом форуме мы подписали соглашение с ДОМ.РФ о строительстве 50 тыс. кв. м арендного жилья.
Для покупки жилья можно воспользоваться льготными ипотечными продуктами. Например, для молодых семей есть «Дальневосточная ипотека» под 2 процента. За время действия программы на островах было выдано более 4 тысяч кредитов.
Есть и местные продукты. Например, запустили новую программу «Сахалинская ипотека». Этот проект клиентоцентричный. Специалисты нашего ипотечного агентства сопровождают каждую семью на всех этапах приобретения жилья. Помогают сформировать первоначальный взнос, получить одобрение кредита у банка. А чтобы повысить кредитоспособность, подсказывают членам семьи, как повысить профессиональную квалификацию и за счет этого увеличить общий доход.
При этом мы много внимания уделяем и другим составляющим качества жизни. Приводим в порядок подъезды и дворы, благоустраиваем города и села. То есть стремимся сделать так, чтобы сахалинца и курильчанина, куда бы он ни уехал, тянуло домой. Потому что дома хорошо.
— Вернемся все же к теме Восточного экономического форума. Одна из главных тем — международное сотрудничество. Какие еще страны, кроме Китая, сегодня питают интерес к сотрудничеству с Сахалинской областью?
— Индия, например. С нашими партнерами мы обсуждаем сотрудничество в сфере логистики, нефтегазовой отрасли, туризме, фармацевтике.
У индийских компаний живой интерес к Дальневосточному энергетическому форуму «Нефть и газ Сахалина», который пройдет в конце сентября. Там речь будет идти о партнерстве в нефте- и газодобывающих проектах.