Откуда на Кавказе деньги? Репортаж Дарьи Асламовой из Дагестана

© / Дарья Асламова / Из личного архива

Дагестан привычно удерживает «почетные» первые или вторые места по уровню государственных дотаций. Только в прошлом году общая сумма трансфертов составила более 125 миллиардов рублей! А безработица к концу 2020 года достигла 17,4 процента.

   
   

При этом в Махачкале, столице Дагестана, работает около 5000 кафе и ресторанов и немыслимое количество банкетных залов. И вы еще попробуйте попасть туда вечером! Все кафе забиты «безработными» молодыми людьми, а в ресторанах гуляют в кабинетах солидные люди. Банкетный зал без еды стоит от 300 до 500 тысяч рублей за четыре часа! И, наверное, только в Москве вы увидите такое количество роскошных авто.

А какие траты на свадьбы и рождение детей! Вот я вижу на дороге баннер: «Родилась Мадина Магомедова».

— А что не так с этой Мадиной? Почему баннер? — спрашиваю я.

— Наоборот, у Мадины все хорошо, — объясняют мне. — У нее богатые родители. Такой баннер стоит 10 тысяч рублей в день. И чего там только не пишут! То муж благодарит жену за рождение сына, то жена из роддома признается мужу в любви. Вот когда ребенка выносят из роддома, его встречают аниматоры с музыкой, шариками и дорогущими игрушками, а малыш еще даже видеть не научился. А самый тяжелый месяц для дагестанцев — это август.

— Почему? Из-за каникул?

   
   

— Свадьбы! Их традиционно празднуют летом. Все приглашения рассылаются минимум за полгода. Если друг, то обойдешься пятью тысячами рублей в конверте, если родственник — минимум десятка. А за лето может быть и 50 приглашений. Вот и посчитай. А самой семье как? У невесты должно быть приданое. Приглашают до тысячи человек гостей. Все должно быть «как у людей», то есть «дорого, богато».

Бедных людей в республике, конечно, много, но тут надо отдать должное дагестанцам, проблемы бедности решают общинным путем. Во многих магазинах есть «Полка добра». Большинство покупателей обязательно оставляют там хлеб, муку, макароны, сахар. Вообще продукты первой необходимости. Любой может подойти и взять. Это не зазорно. Работает множество благотворительных — в основном религиозных —организаций. Достаточно обратиться за помощью утром, а уже вечером получишь. А когда в Каспийске были перебои с питьевой водой, все жители соседних городов каждый день отвозили туда машины с контейнерами воды и раздавали на пунктах.

Фото: Из личного архива/ Дарья Асламова

Дагестанцы — люди с коммерческой жилкой, ловкие и деятельные. Особенно меня веселит местная реклама. Дагестан упорно не пускает к себе крупные международные и российские торговые сети. И правильно делает. (Зачем кого-то пускать, если налоги будут уходить в другой регион?) Но почему бы не использовать раскрученные бренды? Вот и появились: магазин «ПЕтерочка», заправки «ЛИкойл» и «ЛукОйл». И попробуй придраться. А уж фантазии сколько в названиях!

— Что вы тут курите, ребята? Кафе «The дым». Сеть ЯПОНСКИХ парикмахерских. Магазин «Eurokids». Что, евродети? А что значит этот страстный баннер на дорогах «ВОЗЬМИ МЕНЯ! Со скидкой семь тысяч рублей»? — спрашиваю я.

— А, это квартиры продают. Мужики клюют, звонят по телефону, — смеются мои друзья.

Фото: Из личного архива/ Дарья Асламова

— В Дагестане нет голодающих и нищих, — объясняет экономист Маир Пашаев. — В любом селении двухэтажные дома, несколько машин, достаток. Даже те, кто живет в городе, имеют участки, личные подсобные хозяйства. Дагестан кормится сам. 88 (!) процентов всей сельхозпродукции — это наша, натуральная. Село устойчивое за счет живности. Сильно развиты торговля и грузовые перевозки. Да и гастарбайтеры отправляют сюда деньги. Это серьезная статья доходов. У каждой семьи есть кто-то там, в большой России.

У дагестанцев золотые руки. Я не говорю даже о знаменитых коврах, оружии, традиционных тяжелых серебряных украшениях. Но главное — обувь и кожаные куртки.

— Мы тебе какой хочешь лейбл подделаем, — хвастаются местные умельцы. — И шикарно подделаем! То, что здесь стоит 2000 рублей, в Москве, на Охотном ряду, идет уже по 50 тысяч, но с маркой. А что? Дагестан сейчас как Китай в самом начале. Там был ширпотреб для бедных (то, что разваливалось через несколько месяцев) и дорогие вещи для богатых под фальшивой маркой. Китай ведь тоже начал с подделок, а потом дорос до собственных брендов. Дайте нам срок и инвестиции, чтобы не отдельные кустари работали, а целые фабрики. И прославятся на весь мир наши дагестанские бренды!